ЕВРЕИ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ: ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

К выходу книги «Евреи». Ответственные редакторы Т.Г. Емельяненко, Е.Э. Носенко-Штейн. Москва, «Наука», 2018, 783 стр. (с комментарием раббая Имануэла Шимонова)

С 1992 г. под эгидой Российской академии наук реализуется фундаментальный проект «Народы и культуры», посвящённый народам бывшей Российской империи (СССР), СНГ, одним из результатов которого стал, в частности, недавний выход фундаментального исследования, отразившего всю многогранную историю еврейского народа.

Появление этого капитального труда, как по форме, так и по содержанию, тональности, акцентам стало возможным лишь в результате тех глобальных изменений, которые ныне предопределяют новый магистральный путь развития этой страны, отказавшейся, в частности, от государственного антисемитизма. Долгие годы официальная политика СССР санкционировала не только ущемление прав своих еврейских граждан, но и прямо, а порой косвенно одобрительно и сочувственно реагировала на проявления бытовой юдофобии в её самых многоликих видах и степени интенсивности в зависимости от «нужд момента», определяемых властями. В книге в данной связи совершенно справедливо подчёркивается, что ныне антисемитизм на бытовом уровне не столь ярко выражен как прежде (стр. 565).

Трансформация в данной части новой России, возглавляемой почти два последних десятилетия В. Путиным, во многом связана с персональными особенностями этого человека, не скрывающего своих личных позитивных сентиментов в отношении евреев, складывающихся с времён его далёкого детства и сохранившихся в силу ряда объектвных обстоятельств в зрелом возрасте.

Книга привлекает своей открытостью, стремлением не удаляться от научной объективности. В ней, разумеется, отсутствуют былые штампы, касающиеся многолетних утверждений советской пропаганды о возрождённом Израиле как «наймите и пособнике империализма», нет явных ощущений т.н. «справедливости борьбы арабского народа за свои права». Что даёт нам вкупе с рядом других важных моментов, получивших отражение в книге, право утверждать: это маститый труд прежде всего строго выверенного методологического характера, предлагающий некую достаточно серьёзную модель возможного в дальнешем поиска, оценки, исследования и интерпретации многострадальной многовековой трагической и единственной в своём роде истории народа Книги.

Подчёркиваю, прежде всего – именно народа Книги. Наука о еврействе пустила глубокие корни в Германии 20-х годов ХIХ в., а позднее в Восточной Европе, после чего и в мировом масштабе, включая постсоветскую Россию. В данной связи нельзя не отметить, что авторы рецензируемой книги сумели очень тонко и деликатно, не нарушая определённой субардинации между наукой и религией, привлечь Святое писание в качестве важного исторически достоверного документа, не только проливающего свет на предпосылки становления и развития евреев библейского периода, но и для серьёзной научной аргументации выдвинутых в этой части гипотез. Сделано всё это, естественно, на фоне колоссальной источниковедческой базы на разных языках, любопытнейших статистических материалах, обширных социологических выкладках, картах, фототеках еврейских этносов разных исторических периодов, включая современные авторские.

Всё это даёт нам основание заметить, что речь идёт о появлении не просто очередного пусть даже неординарного исследования, украсившего представительную галерею иудаики, а о комплексном и строго системном вкладе, сделавшим важнейший и очень своевременный прорыв в более глубоком и объективном понимании многовековых судьбоносных тенденций развития еврейского народа как неотделимой и, несмотря на свою малочисленность, очень важной части мировой цивилизации. Никто сегодня не может усомниться, даже из числа открытых недругов, что эта почётная миссия Израиля обеспечена ему тем высоким общепризнанным местом, которое он занимает в сфере высоких технологий, прикладной медицины, развития сельского хозяйсва и многих других, что, к сожалению, не нашло подобающего отражения в книге. Зато подробно проанализированы недостатки иммиграционной политики Израиля, трудности, с которыми столкнулись российские евреи, возвращаясь на историческую родину.

Интересная деталь: по данным недавних авторитетных мусульманских социологов подавляющая часть населения арабских стран убеждена, что спасительная вакцина от нынешнего коронавируса придёт именно из еврейского государства, которое сегодня представляет большую бескорыстную медицинскую поддержку многим своим соседям, начиная с Палестинской автономии, оказавшимся перед лицом смертельной опасности. Не может ли эта всемирная беда стать хотя бы робкой прелюдией к потеплению, в частности, во взаимоотношениях между евреями и арабским миром? Кто знает, а как хотелось бы!

Путы антисемитизма, к великому сожалению, это не только тяжкое националистическое ярмо предрассудков, отравляющее на протяжении столетий сознание его носителям, превративших в физический и нравственный ад жизнь многих поколений евреев в самых различных регионах планеты, но и тяжкий бич, отбрасывающий назад возможности экономического и социального прогресса многих народов. И если в рецензируемой книге эта зависимость не нашла прямолинейного звучания, то косвенно она получила достаточно чёткое подтверждение. Не случайно В. Путин, понимая вредоносную экономическую составляющую антисемитизма для своей страны, в январе 2016 г. на встрече с лидерами европейского еврейства в Кремле открыто заявил: «Если вам не комфортно в Европе, возвращайтесь в Россию – мы готовы вас принять».

То был скорей всего не только жест вежливости, но и глубокое осознание ситуации, реальное ощущение тех потерь, которые понесла Россия на протяжении всей своей многовековой истории, в силу то обостряющегося, то уходящего как бы с подмостков за кулисы «еврейского вопроса», а по мере «надобности» вновь возникающий на авансцене. В книге на данный счёт имеется великолепно подобранный фактологический материал, прекрасно иллюстрирующий качественный состав еврейского исхода из постсоветской России. Большинство (61,9%) евреев трудоспособного возраста имели высшее профессиональное образование, т.е. окончили вузы. Это в два раза выше, чем среди всего населения (24,1%). Почти 3% имели послевузовское образование, что в 4 раза превышает данные по всей стране (стр. 153). Стоит ли удивляться желанию В.Путина-прагматика вернуть евреев в Россию? Ответ очевиден!

С одной стороны, «... советская власть, – утверждают авторы книги, – которую её противники объявили «жидовской», принесла немало вреда еврейскому населению» (стр.142). Но разве только советская власть, разве царизм в данной части был далёк от своего будущего приемника. Периодами царизм оказывался в зоне просветления, издавая законы, стимулирующие более терпимое отношение к евреям, к их деловой и коммерческой хватке, образованию, послаблению «черты оседлости» и т.д., что приносило и казне, и всем тем, кто оказывлся в одной связке с еврейскими бизнесами немалые выгоды.

Однако многовековой еврейский опыт свидетельствовал, что все эти «перестройки» носили временный характер и в любой момент могли обернуться очередным кровавым погромом и потерей нажитого огромным трудом и риском добра. Поэтому евреи на подсознательном уровне, генетически всегда были готовы к очередным необратимым потрясениям, немедленному ещё вчера ничем непредвещаемому бегству. В этой связи они, как правило, избегали инвестирования денег в долговременные проекты, предпочитая сиюминутную отдачу, ускоренный оборот капитала, сторонясь при этом возможностей связываться с земледельческим трудом, что убедительно прослежано на страницах книги.

Хотя ХУIII в. вошёл в историю как наиболее благоприятный для привлечения российских евреев к сельскому хозяйству, благодаря ряду принятых законов, проект тем не менее себя не оправдал. Подавляющее большинство евреев предпочитали ориентироваться на финансовую деятельность в её самых различных вариантах, выступая зачастую в качестве менял, ростовщиков и, конечно, в области торговли. Еврей и ростовщик зачастую воспринимались здесь как синонимы, что не могло перманентно не подпитывать юдофобию.

Порядка 50% трудоспособного еврейского населения царской России занимались ремесленничеством. По приведённым в книге данным Первой переписи населения Российской империи 1897 г., 38,7% евреев было занято в торговле, 35,4% – в промышленности, тогда как в сельском хозяйстве – 3,6%.

Тем не менее именно вторая половина ХIХ в. ознаменовалась, как констатируют авторы книги, принятием ряда законов, создавших для евреев относительно благоприятную почву для карьерного роста. Евреи, обладающие т.н. «полезными профессиями» получали доступ к государственной службе, органам правопорядка и т.д. Им стали более доступными адвакатура, врачевание, журналистика, печать на иврите, идише и русском. Власть надеялась тем самым добиться даже «слияния сего народа с коренными жителями» (стр.577). Чем не «предвестник» Программы КПСС «о преодолении национальных различий между советскими людьми»!

Однако в реальности очень часто путь к успеху лежал через крещение, которое на практике не решало проблемы, поскольку корень зла находился в социально-экономических отношениях, в интересах, нежелании титульного населения терпеть конкуренцию со стороны «инородцев», что приводило к массовым погромам и периодическим властным закручиваниям гаек. В итоге за период с 1881 по 1914 г. из более чем 5-ти миллионного еврейского населения России порядка 2-х покинули её пределы. Последовавший вскоре Октябрьский переворот, гражданская война, сталинский террор, замешанный на разгуле антисемитизма, особенно послевоенного, Катастрофа европейского еврейства, истребившая без малого половину его мировой численности, включая 2 млн. детей, обусловили острую необходимость возрождения еврейского государства. Эта идея веками обуревала еврейские головы («В следующем году – в Иерусалиме!» – заключительная фраза из Пасхальной Агады) и, наконец, вырвавшись из пепла гонений и геноцида, в силу ряда объективных условий, сложившихся в мире после Второй мировой войны, привела к возрождению в 1948 г. Израиля.

Любопытная деталь: несмотря на всю нетерпимость, наветы, поборы и жестокие погромы, Первая Всероссийская перепись населения 1897 г., зафиксировала, что из 5216 тыс. лиц еврейского вероисповедования, лишь 84 тыс. приняли христианство, т.е. немногим более 1% (стр.141). В то же время в нынешней демократической Америке, насколько нам известно, аж 70% евреев вступают в смешанные браки, обрубая тем самым, как правило, свои исконные национальные корни. Ещё совсем недавно, в 1965 г., эта цифра не превышала 9%. Видимо, западные устои демократии с их избыточными потребительскими возможностями и уровень моральных критериев, будучи в зависимости между собой по принципу сообщающихся сосудов, соответствующим образом влияют друг на друга: чем выше уровень достатка, тем ниже опускается моральная планка и наоборот. Сегодня эта порочная, но, к сожалению, неизбежная зависимость наблюдается повсеместно, не обходя стороной и характер брачных отношений. Исключение составляют лишь те, кто искренне близки к Создателю. Среди евреев этой категории лишь 2% оказываются в числе тех, кто идут на разрыв брачных уз, тогда как в США ныне каждый второй брак между светскими парами повторный, а продолжительность первого брака не превышает 8-ми лет.

В бывшем Союзе подобного рода нездоровая ситуация, судя по данным приведённым в книге, представлялась ещё более мрачной (стр.147). В 1988 г. в РСФСР смешанных браков оказалось 82%, на Украине – 67%, в Белоруссии – 62%. Ленин, утверждая, что «решение еврейского вопроса в России в их полной ассимиляции», предвидел, что советская власть более чем преуспеет в этом деле.

Авторы книги справедливо отмечают, что Россия Путина вошла в ХХI век с намерениями отказаться от былых унизительных установок в отношении своих еврейских граждан. Другое дело, что на территории бывшего Союза сегодня осталось лишь 326 тыс. евреев, т.е. почти в 16 раз меньше, чем накануне Второй мировой войны в сентябре 1939 г. (стр.541). С одной лишь особенностью: за последние 20 лет Россия прошла большой путь по возрождению еврейской жизни, как на правовом уровне, так и духовном, включая ментальный и нравственный. Благодаря чему здесь появилась возможность «жить еврейской жизнью», оставаться евреем, «не скрывать своего еврейского происхождения» (стр.564). Но при этом авторы не смогли избежать противоречивых суждений о сущности «еврейства, его личностных ощущений, восприятия», непонятного скепсиса в отношении признания «еврейства по матери», которое почему-то определено как «пресловутое» (стр. 546-547). И даже замалчивание иврита как государственного языка Израиля.

Хотя ХХ в. внёс существенные изменения в социальную структуру российских евреев, стоит ли удивляться, что и до массового исхода в 70-90-х годах на Запад, а затем уже в иммиграции, последние 30-40 лет, значительная их часть изначально, как бы по зову предков, крови, связывали свою судьбу с торговлей, ремеслами, сферой услуг, стремясь заработать первоначальный капитал и в надежде создать более или менее стабильную финансовую базу для основательного вхождения в новую жизнь. Имея в виду прежде всего своих подрастающих детей, внуков, многие из которых получают, не в последнюю очередь, благодаря самоотверженному труду родителей, великолепное западное университетское образование со всеми его необозримыми возможностями.

Эти тенденции проявили себя и на примере бухарских евреев, история которых имеет интересное освещение в книге. В этом разделе встречается немало суждений и замечаний, мимо которых никак нельзя пройти, тем более, что сама по себе тема в целом нам близка и понятна. Так, к примеру, автор акцентирует внимание на утверждении, что противоположность религиозных предпочтений иудеев и мусульман в доревоюционной Бухаре никак не припятствовали их человеческим взаимоотношениям. Мало того эмирская власть с пониманием относилась к иудейской набожности, не без оснований усматривая в ней одну из гарантий порядка в обществе, не говоря уже о деловых способностях евреев в контексте экономической пользы для государственности. При всём при этом местное население и на словах, и в действиях не скрывало своего неприятия чуждых религиозных возрений инородцев. Хотя тот факт, что «главная торговля, – судя по мнению современника, – в руках бухарских евреев...» (стр. 457) возможно позволял спускать на тормазах, либо нейтрализовывать теми или иными способами подобного рода несовместимость, хотя сложностей и обид на данной почве встречалось достаточно.

Многовековая история еврейства так распорядилась, что в душе, генетически, и американская иммиграция это доказазывает ещё раз со всей очевидностью, немалая часть бухарских евреев параллельно генерирует в себе талант ремесленников, коммерсантов и успешных профессионалов с университетским образованием в зависимости от веления времени и обстановки. Никого в Нью-Йорке не удивляло, когда вчерашний театральный деятель открывал сапожный бизнес, владелец гастронома одновременно преподавал сопромат в колледже, где вскоре становился профессором, а кандидат технических наук – владельцем популярного ресторана. Не говоря уже о бухарских парикмахерах-стилистах, серьёзно потеснивших в Манхеттене итальянских кудесников в данной сфере.

Бухарские евреи, подчёркивается в книге, испокон веку сторонились ассимиляции, предпочитая держаться необходимой дистанции, позволяющей сохранять свою религиозную индивидуальность. Эта проблема весьма деликатна особено на фоне существовавшего института чала (принятие чужой веры), в рамках которого якобы, как утверждается во многих источниках, имели место в основном результаты внешних насильственных и вынужденных обстоятельств.

Однако автор данного раздела книги Т.Г. Емельяненко пришла к выводу, согласно которому мотивом перехода бухарских евреев в ислам в основном служили такие личные побуждения, как вероятность смягчения уголовного наказания за свершённое преступление, либо достижение карьерных намерений (стр. 452-453). Кстати, покойный профессор Бенцион Нетаниягу – отец Беньямина Нетаниягу – автор монументального исследования («Истоки инквизиции в Испании ХУ века», М., 2015, стр.1108) придерживается примерно аналогичной точки зрения, хотя альтернативой королевскому указу 1492 г. об изгнании еврейского населения страны служил принцип «или-или», т.е. либо переход в католичество, не то казнь, либо депортация. Реальность, разумеется, была намного сложней, ибо всё зависело от конкретных обстоятельств, которые смешали и насилие, и страх смерти от инквизиции, и личные меркантильные соображения, и надежды на тайное продолжение еврейской жизни после официального перехода в чужую веру, и смертельная опасность, которая за этим стояла.

Отзвуки этого бесчеловечного противостояния пятисотлетней давности слышны по сей день. Пять лет назад Испания приняла закон, позволяющий вернуть гражданство нынешним потомкам тех сефардских евреев, кто был изгнан или репрессирован в той далёкой Испании, что привело к появлению марранов, ставших в некотором смысле аналогом бухарских чала. Многие нынешние потомки марранов, как они предполагают, чувствуют, догадываются, занялись исследованием своей генеалогии в надежде отыскать доказательства принадлежности к еврейству. В целях облегчения этой задачи в Испании был опубликован перечень из более чем пяти тысяч фамилий, свидетельствующий об этой связи, что помогло многим успешно её решить.

Это наше кажущееся небольшое отступление от темы навеяно тем, что рецензируемая книга по мере погружения в её многоплановое содержание, вызывает у читателя массу различных ассоциаций, заставляющих сойти с главной дорожки и копнуть где-то рядом, наткнувшись на завалы любопытнейшей информации, способной проложить новые направления для поиска. Меня это коснулось лично. Моя бабуля по материнской линии – Рена с девичьей фамилией Папуля (Мордухаева-Фейгина после замужества), одна из дочерей Тель-Авивского раббая Якова Папуля, сефардского еврея, чей след мне недавно удалось обнаружить в книге Альберта Кагановича «Друзья поневоле. Россия и бухарские евреи: 1800-1917», М., 2016, волей судьбы оказалась заброшенной в Коканд в 1911 г. Это о ней, её многочисленных потомках, их зачастую нелёгких судьбах идёт речь в решении Испании вернуть ныне на родину тех, кто были по недоумию властителей изгнаны с насиженных мест. Россия Путина и современная Испания сегодня осознают, какой неоценимый капитал потеряли их страны в лице своих еврейских граждан.

Рецензируемый труд – это не только широкая социально-политическая и экономическая панорама еврейской жизни России, созревший плод своего времени в новом обрамлении, но и пища для глубоких раздумий, осознания всей той непочатой роли, которая отведена этому небольшому народу в становлении и развитии мировой цивилизации. Тем самым российские учёные проложили перспективное методологическое направление, что немаловажно, которое ждёт своих дальнейших углублённых исследований желательно в содружестве с международными научными коллективами. С этих позици было бы, в частности, очень любопытно заглянуть за кулисы развития небольшого бухарско-еврейского этноса, успешно в целом адаптировавшегося в течение последних 20-25 лет в Москве и в некоторых других российских городах.

Велиям Кандинов

* * *

Завершая работу над этим материалом, я интуитивно ощущал, что точку ставить преждевременно, что здесь напрашивается авторитетный комментарий раббая Имануэла Шимонова. Поскольку в подтексте книги, как бы между строк, таилось много недосказанного, намёков и полунамёков, а потому обратился к нему с вопросом: -

Уважаемый раббай, сегодня нередко слышны утверждения, согласно которым с активизацией антисемитизма одновременно в мире неумолимо растёт авторитет Израиля, уверенность в его Мессианском предназначении.

Да и фабула прорецензированной книги волей-неволей наталкивает на подобного рода мысли. Насколько могут быть аргументированными такие суждения и не расходятся ли они с традиционными иудейскими представлениями по данному поводу?

Рав И.Шимонов: – Прежде чем ответить на поставленный вопрос, необходимо напомнить, что человек изначально был сотворён с правом выбора, в результате чего возникло противоречие между волей Творца и намерениями конкретной персоны. Адам и Хава первыми предемонстрировали существо и последствия этого противоречия.

Появление евреев, наделённых Торой, как вечным духовным инструментом, нацеленным на устранение упомянутого противоречия, что на иврите означает тикун олам, опять-таки при наличии свободы выбора, не даёт представлений о конкретном времени достижения этой глобальной цели. Человеку известны лишь в общих чертах основные события этого процесса. Один из них – это концентрация подавляющего большинства еврейского народа на своей исконной земле, что, несмотря на миллионы больших и малых препятствий, стало одним из величайших Чудес современности, включая последующее 70-летнее успешное противостояние Израиля многократно превосходящим враждебным силам и превращение его в современное высокоразвите государство.

Не менее важен фактор роста числа неевреев, видящих в лице Израиля фактически Мессию, призванную спасти мир от вероятных бед. В Вашей рецензии в данной связи приводятся конкретные факты даже в связи с нынешней пандемией коронавируса. Не могу в этой связи не заметить, что эта вселенская беда есть предупредительный жест Вс-вышнего о крайне усугубившемся вопреки Его воле разрыве между приоритетом материальных интересов над духовными, угрожающим будущему человечества.

Налицо также трансформация России от многовекового государственного антисемитизма к стране с ярко выраженной современной еврейской жизнью и готовностью властей открыть двери евреям, имеющим намерения вернуться в страну исхода. О том же говорят и лидеры бывших центральноазиатских советских республик. Речь в данном случае идёт, разумеется, не о банальном гостеприимстве.

Не случайно в этой связи очень актуально звучит тема, выделенная в рецензии, согласно которой главный козырь еврейского мессианства, надежды в мировом масштабе, связанны прежде всего с «еврейскими мозгами», экономически обеспечивающими растущей авторитет Израиля на международной арене.

В.Кандинов: – С Вами невозможно не согласиться, раббай, тем более, вспомнив, ярко выраженную произраильскую позицию нынешнего президента США Дональда Трампа и то обстоятельство, что даже многие арабские страны Ближнего Востока, вчерашние открытые недруги, ныне уже не скрывают общности своих интересов с еврейским государством.

Рав И.Шимонов: - Как говорится, вода камень точит. Иначе говоря, налицо факты свидетельствующие о шагах Машиаха, которые, будем надеяться, с каждым днём будут звучать более отчётливее.

В.Кандинов: - Сердечная Вам благодарность, уважаемый раббай, за мудрый комментарий, позволивший расставить все точки над i.