СЕКРЕТЫ ДЕРЕХ-ЭРЕЦ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриель» И. Шимоновым

Впервые мне пришлось услышать выражение «дерех-эрец» в далёком детстве из уст своей любимой бабушки – Рены Яковлевны, урождённой Папуля в 1895 г. в городе Иерусалиме. В 1911 г. судьба оторвала её от родных мест и занесла в далёкий Коканд, где она, оказавшись женой очень достойного человека–Шамуэля Мордухаева, пустила свои корни. Хотя с той поры прошла целая вечность, в моей цепкой детской памяти сохранилось немало добрых воспоминаний, часть которых с годами оказалась овеянной массой новых впечатлений.

Словосочетание «дерех-эрец», судя по сведениям электронной еврейской энциклопедии, в переводе с иврита означает «мирской путь», «мирской обычий», «мирские занятия», под которыми подразумевается достойное поведение, приличный образ жизни. Иначе говоря, дерех-ерец – это критерий высокого нравственного облика человека, соответствующий принципам благородства, всему тому, что делает его в высшей степени интеллигентным, прежде всего, не только по форме, но и по содержанию, т.е порядочным по существу, по сути предупредительным, готовым протянуть искреннюю, открытую руку поддержки тому, кто в этом нуждается.

Дерех-эрец – это, прежде всего, реальные поступки человека, его практические деяния, но отнюдь не только умение, дар ораторского мастерства, способности броско, красиво, привлекательно произносить публичные речи, обладать искусно подвешенным языком, безукоризненно используемым по поводу и без повода, уместно и не кстати.

Учитывая уникальность этого явления и, судя по всему, его целевую многообещающую направленность, способную одаривать общество людьми с безукоризненным стилем жизни, что изначально бесценно для блага человека, его социального благополучия, попросим раббая И.Шимонова привести серьёзные профессиональные аргументы, подтверждающие наши догадки по данному поводу.

И.Ш.: – Действительно, явление дерех-эрец в звене нравственных особенностей еврейского народа занимает особую, неповторимую роль, прежде всего, в контексте своей необъятной ёмкости, охватывающей практически все стороны жизни человека, на всех уровнях, этажах, включая такую тонкую сферу, как семейные отношения, что в наше время, тем более в условиях Америки, многократно актуализировалось.

Напомню, что дерех-эрец – это один из малых трактатов Талмуда, включающий в себя основные правила приличия и благопристойного поведения, строгого соблюдения корректности в речи, аккуратности и такта в одежде, воздержанности в питании по принципу полезности, но никак не возможностей и потребностей.

Суть, неповторимая специфика дерех-эрец великолепно сформулирована в Мишне: «Прекрасно изучение Торы в сочетании с «мирскими занятиями». И далее: «Кто приятен людям, приятен Б-гу». Не случайно в данной связи, что в среде еврейских мудрецов бытует мнения, согласно которому якобы основные положения дерех-эрец были известны и появились одновременно с сотворением Адама.

В.К.: – Не могу Вас в данной связи не спросить. Имеются ли какие-либо различия между дерех-эрец и Торой, ибо, насколько известно, Тора также учит еврея достойному поведению. Не копирует ли одно другое?

И.Ш.: – Очень правильный вопрос, которым задаются многие люди. Еврей близкий к Б-гу руководствуется в своём повседневном поведении еврейской этикой – именуемой на иврите «Мусар». Но, как известно, Мусар и дэрех-эрец – это не равнозначные явления.

Принято считать, что дерех-эрец возник намного раньше, аж на 26 поколений, чем Тора. Если дерех-эрец – это сведения, свод ненормативных положений, никак нерегламентируемых законом, призванных в основном воздействовать на внешнюю сторону поведения человека, т.е его форму, то Тора, еврейская этика, намерена брать под контроль, прежде всего, осознанные мотивы, интересы, потребности, вляющие на поведение и поступки человека.

Тора и её этическая основа – Мусар призваны научить человека сознательно управлять своими эмоциями с тем, чтобы при необходимости остудить непотребные, неучтивые и низменные страсти, несдержанность в действиях и поступках, привить человеку разумные сбалансированные интересы и запросы.

Хочу также в этой связи подчеркнуть, что термин «Мусар», о котором мы только что упоминали, очень близок по своему звучанию со словом «лээсар», которое означает связать себя, поставить в определённые рамки, запретить себе что-либо. Другими словами, Мусар – это работа человека над самим собой, над своим совершенствованием, преодолением собственных недостатков и неподобающих черт характера.

И хотя дерех-эрец может вполне существовать, успешно обходиться и развиваться без Мусара и наоборот, тем не менее, когда они «идут в паре», в «одном строю», конечный результат значительно выше.

В таком случае каждый обретает реальные возможности иметь в своём нравственном арсенале принципы и убеждения, позволяющие более рационально, правильно и достойно строить свои отношения и с родителями, и с детьми с учётом их возрастных особенностей, и с начальством, и т.д., и т.п.

Одним словом, дерех-эрец – свод положений, открывающих широкую дверь в мир взаимопонимания, корректности и комфорта, как для самого себя, так и окружения.

В.К.: – Почему же, в таком случае, при столь могучей позитивной нравственной силе, заложенной в дерех-эрец, далеко не каждый с готовностью стремится к познанию, использованию и исполнению на практике, в деле его живительных обнадёживающих положений, способных открыть многие двери, успешно решать многие задачи, которые ещё совсем недавно считались безнадёжными и недоступными? Почему порой даже те, кто хорошо осведомлены о непочатых возможностях дерех-эрец, не желают брать их на вооружение, а нередко даже действуют вопреки им?

И.Ш.: – Скажу Вам больше: будем откровены. Далеко не все люди готовы к бесприкословному исполнению в реальной жизни правил дерех-

эрец, когда на вид, как-будто вполне благонадёжные люди показывают «чудеса» безнравственности, бесстыдства, порой граничащих с подлостью и нарушениями даже элементарных намёков на приличие и достоинство. Конечно, нет.

Между тем, дело в том, что «дурное начало», т.е. йецер а-ра, о чём мы с Вами недавно беседовали, настолько глубоко и разностороне укоренилось в природе и поступках человека, что не стоит сильно удивляться и не желанию, и не умению, а порой и не знанию многими евреями, как следовать принципам дерех-ерец.

Отсюда проистекает естественная уверенность и требование в необходимости познания свода правил дерех-эрец с параллельным изучением Торы. Лишь этот союз способен обеспечить доминирование дерех-эрец в поступках людей, а не только в «красивых» и «правильных» словах и публичных выступлениях.

Между тем, достаточно даже выборочно привести, хотя бы, несколько правил дерех-эрец, чтобы убедиться, насколько их полезно не только знать, но и пользоваться при необходимости в тех или иных конкретных жизненных ситуациях. Причём, как для собственной пользы, так и для того, чтобы щадить окружающих, не ставить их ненароком в неловкое положение. К примеру, как следует вести себя тому, кто добился серьёзной материальной состоятельности и благословлен богатством? Или, как себя вести, позиционировать в случае, если вблизи оказались плохие соседи, малодостойные люди? Почему не стоит входить в дом к товарищу, когда он занят трапезой? Отчего не рекомендуется вступать в дискуссии с глупцом? Или почему следует отказываться от неумеренных почестей и т.д.?

В.К.: – Даже приведенные Вами несколько примеров подтверждают факт, что дерех-эрец – это единственный и незаменимый в своём роде компас движения и полёта по жизни. Почему многие принебрегают этими умными, многократно апробированными жизненным опытом правилами общежития, а порой даже сознательно действуют прямо вопреки им, осложняя и себе, и окружающим решение очевидных задач?

И.Ш.: – Ничего удивительного в этом нет, ибо вокруг существует определённая категория людей, которые в своей основе, ментальности, привычкам, стилю жизни, понятиям являются иждивенцами, если не сказать резче – сутенёрами, предпочитающими только брать, порой даже вымогать, не желая и не давая, по сути, никогда ничего взамен. Дерех-эрец противопоказан подобным людям, он им не понятен, вреден, чужд их природе, поскольку они никогда не знали, не прочувствовали, оказались лишёнными неповторимых эмоций от благоденствия, способности и желания давать, делать людям добро. Подобные индивидуумы ущербны в своей основе, по своей конструкции.

Это даёт нам основание подчеркнуть, что дерех-эрец накладывает на человека изначально опредёленные обязанности, но никак не права. «А где же права,–может справедливо усомниться наш читатель,–где дивиденды нашей благопристойности, учтивости, с которыми мы идём по жизни, почитая и неуклонно прислушиваясь к мудрому голосу дерех-эрец?»

Вопрос вполне оправданный и резонный, поскольку обязанностей без прав нет и не должно быть. Только для того, чтобы получить права, необходимо вначале сделать необходимые инвестиции, дать, вложить, но никак не наоборот. Причём, где бы это не было: в семье, бизнесе и т.п. Кто рассчитывает на иной расклад, может остаться ни с чем: примеров вокруг более, чем достаточно. Это ни какое не открытие, не новшество, а факт, проверенный опытом в веках. «Если человек не проявляет милосердия,–наставляют еврейские мудрецы,–какая тогда разница между ним и зверем, способным безучастно смотреть на страдания своего сородича?» Доброе дело, согласно Мишне «не имеет границ». В этом вся суть, вся непоколебимая вечность дерех-эрец – фигурный ключ к сердцу ближнего, к личному успеху где бы то не было: в бизнесе, семье, образовании и т.д. Упустить такую возможность, не воспользоваться секретами дерех-эрец – великая оплошность, которую никак не должен допустить каждый трезвомыслящий человек.

В.К.: – Сердечная Вам благодарность, уважаемый раббай, за прозорливый взгляд на одну из актуальных мировозренческих проблем современности, способных привлечь необъятные возможности еврейской морали для более глубокого осмысления социально-психологических потенций в целях большего упорядочивания взаимоотношений между людьми.

 В.Кандинов