Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым
Недавно из уст одного видного в Америке религиозного и общественного деятеля прозвучало, что ежедневно в Нью-Йорке в среде бухарских евреев проходит несколько десятков поминок. Если даже не касаться конкретных цифр, можно без всякого преувеличения подчеркнуть, что поминки, действительно, стали одним из самых востребованных и распространённых общественных явлений среди бухарских евреев Америки.
В чём причина этой увлечённости, какие мотивы побуждают людей ежедневно, подчас после напряжённого рабочего дня, заполнять десятки глатт-кошерных ресторанов, синагоги, еврейские центры для участия в поминках?
С этим вопросом редакция нашего журнала обратилась к главному раббаю общины "Бет Гавриэль" – Имануэлу Шимонову.
И.Ш.: – Желательно изначально заметить, что речь должна идти не об "юшво", как в народе принято обычно нарекать "поминки", а об "иешива", что дословно означает "сидеть и изучать Тору". Знать об этом необходимо, ибо поминки, согласно еврейскому обычаю, должны иметь строго содержательную направленность.
Глубокое почтение к памяти родных и близких представляет собой один из основополагающих моментов еврейской традиции. Вместе с тем, характер проявления этого почтения у различных еврейских этносов выражается в индивидуальной форме, касающейся как количественной так и качественной сторон. Так, например, на сегодняшний день в бухарско-еврейской общине США принято поминки устраивать в день похорон усопшего, затем, согласно еврейскому календарю, спустя неделю, месяц, а впоследствии – каждую годовщину. Ныне не редкость, когда поминки устраивают в память об ушедших родных и близких ежегодно, в течение многих десятилетий, тем более в Америке, с участием большого количества людей за щедро сервированными столами.
В.К.: – Что Вы подразумеваете под "строго содержательной направленностью" поминок?
И.Ш.: – Главная цель поминок – это Лимуд Тора, т.е. изучение Святого Писания. Когда собираются родственники, все те, кто знали покойного, то это становится, с одной стороны, поводом для дополнительного изучения Торы, что, с другой стороны, свидетельствует о глубоком почтении к его светлой памяти. Тем самым, проявляется «кавод» – уважение к нишамо покойного, к его духу, к тем благородным деяниям и наследию, которое он оставил на земле. Стало быть, поминки несут в себе огромный эмоционально-психологический и воспитательный заряд, как бы способствуя, даже спустя годы, воспроизводству и сохранению в памяти людей всего того лучшего, светлого, вечного, что было связано с именем родного любимого человека.
Почему большинство семей с особым душевным усердием заблаговременно готовятся к поминкам: приглашаются раббаи, нередко даже ставятся небольшие кинофильмы, пишутся стихи, в прессе публикуются специальные памятные материалы? Особенно дети, внуки, правнуки, близкие и друзья покойного стремятся в этот день ещё раз рассказать приглашённым о его жизненном пути, благородных поступках и привлекательных чертах характера.
Делается это, как правило, не во имя прославления того или иного рода или семьи, не по принципу "шумо медонет, мо аз авлоти ки мешим", что подчас, к сожалению, также имеет место, а во имя воспитания, особенно молодого поколения. Укрепления в общественном мнении стереотипов, убеждённости в том, что лишь тот человек способен добиться успеха при жизни, авторитета среди окружающих, который соизмеряет свои повседневные поступки, линию конкретного поведения с требованиями Торы. Лишь в подобном случае, уйдя в мир иной, этот человек может стать символом, примером для подражания людьми, в первую очередь родными и близкими, внуками и правнуками.
Почему на наших поминках практически никогда не говорят о богатстве, оставленном покойником, о счетах в банках, недвижимости, а прежде всего стремятся подчеркнуть его благие дела, мицву, честность и порядочность, достоинства детей, способствуя тем самым распространению этих стереотипов прежде всего среди молодых людей. Именно в силу этих причин поминки в бухарско-еврейской общине трансформировались ныне в один из важнейших элементов культурной и религиозной жизни, стали подчёркнуто неотъемлемой частью национального быта.
Американские реалии, таящие в себе немало негативных моментов, неуклонно побуждают людей максимально использовать воспитательный потенциал поминок в целях сохранения национально-религиозных традиций бухарских евреев как условия будущего нашего этноса. Ведь неслучайно наши мудрецы считают, что прошлое, хранящееся в памяти, есть не только часть настоящего, но и будущего.
В.К.: – Насколько можно предположить, Вы нарисовали идеальную модель поминок. Всегда ли она находит соответствующее отражение в реальной жизни?
И.Ш.: – К сожалению, далеко не всегда. Например, если поминки проводятся в субботний день, то необходимо учесть, могут ли все приглашённые добраться до места события, не пользуясь транспортом, что в противном случае является прямым нарушением еврейской традиции. Или, накрыты шикарные дорогостоящие столы на 200-300 человек в прекрасном ресторане в память об известном человеке, а Дивре Тора отсутствует, в зале шум, люди заняты посторонними разговорами, выступающие произносят длинные никому не нужные речи, соревнуясь между собой в "красноречии" и забыв фактически по какому поводу пришли.
Не лучше ли отдать затраченные немалые средства нуждающимся, в иешивы, чтобы в положенный день была прочитана соответствующая молитва, что для нишама усопшего оказалось бы несравнимо более полезным. Потому устроителям поминок необходимо иметь в виду, что речь должна идти не об очередном мероприятии за обильным столом, а строго целенаправленном событии. Для этого необходимо заведомо проконсультироваться у компетентного раббая о порядке, месте проведения мероприятия, выступающих и т.д.
В.К.: – Нередко поминки используются в качестве места, где помимо основного направления обсуждаются те или иные общественные проблемы, даже собираются деньги на различные проекты. Не противоречит ли это нормам еврейских традиций?
И.Ш.: – Каждая конкретная тема должна иметь своё место и время для дискуссии. Одно дело если речь идёт о вопросах, которые являются как бы живыми примерами, комментирующими вечность Святого Писания, подчёркивающими незаурядность личности усопшего, и совершенно другое дело, когда поминки хотят использовать в качестве арены для выяснения отношений, семейных неурядиц, что совершенно недопустимо. Правильно, согласно еврейским законам, организованные поминки – это прежде всего великий урок семьи, урок мудрости, где каждый присутствующий получает возможность не только задуматься над смыслом прожитых лет, но и попытаться определить линию своего поведения на будущее.
Нередко наблюдая за людьми после завершения подобных поминок, видишь задумчивые, одухотворённые лица, полные новых впечатлений, озадаченные раннее неведомыми представлениями о сути человеческого бытия. Именно в этом заключается главная цель и смысл наших поминок – иешивы, к идеалу которых должна стремиться каждая семья, чтящая память дорогих и близких сердцу людей.
В.К.: – Искренняя благодарность Вам, глубокоуважаемый раббай, за высказанные соображения, которые, вне всякого сомнения, окажут благотворное воздействие на одну из важных сторон жизни нашей общины.
В.Кандинов
ИЕШИВА (ПОМИНКИ) ИЛИ КАК ПРОВЕСТИ УРОК МУДРОСТИ!
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode