В ЧЕМ СИЛА И НЕПОВТОРИМОСТЬ ЙОМ КИПУРА!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

В еврейском мире более 3300 лет с момента получения на горе Синай Священного Писания бытует убеждение, что Йом Кипур представляет собой один из наиболее значимых и ответственных в жизни каждого иудея день. Почему? Потому что именно в этот день, один единственный раз в году, в Израиле и в диаспорах на сутки каждый еврей как бы отходит, выключается из обыденной жизни, придаваясь самоанализу своих деяний за минувшие 365 дней. Что же в этом такого необычного, неординарного, накладывающего неизгладимый отпечаток на каждого из нас.

Об этом наша беседа с раббаем И.Шимоновым.

 

Рав И.Шимонов: – Эта тема не перестает быть актуальной, хотя, казалось бы, в ней нет не прочитанных страниц. И тем не менее она продолжает будоражить умы людей. Судите сами. Вокруг масса фактов, живых примеров, с которыми сталкиваемся и мы, и наше окружение. Представьте себе человека, аккуратно и осознанно, с желанием выполняющего предписания Торы, но жизнь его течет без изменений, в том же русле. Либо тот же человек нарушает предписания Торы – опять то же самое, никаких ни ухудшений, ни улучшений не наблюдается, жизнь течет по-прежнему, без видимых зигзагов.

Между тем, секрет этого «несоответствия» связан с тем, что, согласно замыслу Творца, жизнедеятельность человека основана на свободе выбора, а потому его деяния опосредованно, косвенно вызывают к жизни адекватные последствия, которые обнаруживают себя не по принципу «сделал – получи», а более сложными, подчас не всегда понятными и осмысленными путями как во времени, так и в пространстве.

Возьмите, к примеру, добродетель и зло. Раз запущенные они обладают свойством бумеранга и непременно возвращаются к тем, кто когда-то дал им жизнь, только с одной очевидной поправкой, но опять-таки как во времени, так и пространстве и, разумеется в самых различных ипостасях, формах, видах. Не будь этого не стало бы свободы выбора, господствующей в социальной жизни, благодаря замыслу Создателя. Сложность вопроса связана с тем, что Всевышний, уважая выбор человека, не стремится и не желает препятствовать его волеизъявлению, независимо от того, по какой колее он намерен или продолжает двигаться: в сторону добродетели или лжи, наветов, обмана и злобы.

При этом не следует забывать, что в Небесной бухгалтерии ведется тщательный учёт и классификация всех деяний человека: на одной стороне, условно говоря, слева, фиксируются его позитив, со знаком плюс, всё то, что способно поднять имидж, лицо и относится тем самым к числу дебита персоны. На правой стороне условной бухгалтерской книги сосредотачиваются все промахи, негативные стороны деяний человека, относящиеся к числу кредита, который выдается Творцом провинившейся персоне в надежде на то, что этот кредит будет возвращен в результате раскаяния и осознания своих ошибок и заблуждений.

В день Йом Кипура подводится окончательный баланс, на основе которого Создатель выносит своё нелицеприятное объективное суждение. Естественно, что ни один из нас не может оставаться равнодушным к деятельности этой Небесной бухгалтерии, ибо в зависимости от предполагаемого остатка (сальдо) – положительного или отрицательного, определяется вся наша последующая жизнь: окажемся ли мы на коне, в благополучии, здоровыми до следующего года, обласканные жизнью или погрязнем в проблемах, пересудах, склоках, нездоровье. Да мало ли как: бесчисленное множество самых непредсказуемых вариантов.

В.Кандинов: Следуя логике Ваших суждений, нельзя не задать вопрос. Выходит, достаточно человеку в течение всего года заниматься непотребными делами, безобразничать и лишь, раскаявшись в День Йом Кипура, получить прощение с тем, чтобы в Новом году вновь взяться за старое. Может быть в этом недостатке механизма раскаяния таится общеизвестный факт, когда огромное число людей постоянно грешат и каются в надежде на понимание Творца, который без труда и лишних хлопот примет просьбу о прощении? Не будь столь «либерального» подхода к этому вопросу на Небесах, если бы человек был уверен, что за проступки следует неминуемое, своевременное и неотвратимое наказание, может быть на земле было бы гораздо меньше грешников, да и жизнь у людей складывалась более светлой?

Рав И.Шимонов: – Подобного рода вопросы одолевают очень многих людей, которые по разным причинам оказались далеки от Торы. Вы не найдете ни в одной книге по иудаистике даже намека, что Йом Кипур автоматически может пройти мимо, не заметить или списать без достаточных оснований даже самое безобидное прегрешение, совершенное человеком в течение года. Каждый наш шаг получает незамедлительную оценку на Небесах. Но...

В жизнедеятельности каждого человека проблема его взаимоотношений с окружающим миром имеет две тесно переплетённые между собой стороны. Первая – это отношения в системе «Создатель – человек». Вторая – «человек – человек». При этом в еврейской религиозной литературе, не говоря уже о её первоисточнике – Торе, невозможно обнаружить ни одной мысли, ни одной строчки, даже намека на то, что Йом Кипур в случае соблюдения его законов, автоматически может аннулировать любое прегрешение, даже малоприметное.

Неблаговидные поступки в отношении кого-либо (обман, воровство, подлог, словесное оскорбление, измена) возможно как-то уладить и добиться реабилитации у Творца лишь при одном условии: если наладить отношения с обиженным человеком, добиться от него прощения, помириться с ним, снять с его сердца тяжесть нанесенного оскорбления. В случае, если этого не удалось добиться с трёх серьёзных и искренних попыток, Творец считает дело закрытым, покаяние принятым к сведению, а грех признается прощенным.

Нанесенный материальный ущерб может быть также прощен на Небесах в случае, если пострадавшему возмещен причиненный убыток. Никаких иных вариантов нет и быть не может. Всё, что касается взаимоотношений между Создателем и человеком, то неправедное поведение и поступки могут быть списаны и забыты в день Йом Кипура, если они касались лишь тех или иных ритуальных действий: несоблюдение кашрута, субботы и т.д. Причем, лишь в том случае, когда человек, допустивший ошибку, твердо обещает, что впредь ничего подобного быть не может. Таковы законы Йом Кипура, который не допускает никаких лазеек или двусмысленных толкований его положений.

В. Кандинов: Естественно, что каждому человеку свойственно стремление быть уверенным, что и следующий год в его жизни, жизни его близких станет благополучным. Имеются ли какие-либо надёжные рычаги, способные воздействовать на положительное решение Создателя при оценке поведения и поступков конкретного человека в день Йом Кипура и вынесения соответствующего приговора?

Рав И.Шимонов: – Конечно имеются. Я уже подчеркивал в нашей беседе, что итоговый характер решения Творца в части дальнейшей судьбы каждого конкретного человека в день Йом Кипура, выносится на основе баланса его позитивных и негативных деяний. Наиболее эффективными действиями, благодаря которым человек способен получить, согласно инструкциям, существующим в Небесной бухгалтерии, наибольшее количество положительных баллов по результатам его деятельности от одного Йом Кипура до следующего. В данной части положительные результаты могут принести усилия, прилагаемые индивидуумом с тем, чтобы окружающие его люди, включая друзей и близких, совершенствовались, прежде всего, духовно, более осознанно изучали Тору и соблюдали её законы.

Инициаторы подобной работы заслуженно приобретают на Небесах особо благосклонное отношение, получая в результате высокое имя мезаке рабим, что символизирует высокое призвание человека, способствующего духовному возвышению общества. Ныне, в связи со строительством нового здания Центра «Бет Гавриэль», резко возрастают возможности приобщения к мезаке рабим широкого круга людей как из числа членов нашей общины, так и со стороны. Эти люди, а таких десятки, по зову своего еврейского сердца, используя различные способы, принимают самое активное участие в реализации этого престижного проекта, получая тем самым шансы стать мезаке рабим, поскольку каждая новая синагога – это частица третьего Храма, это священная дорога к Нему, это еще один дополнительный путь для духовного совершенствования каждого из нас.

Не могу в данной связи не подчеркнуть, что те, кто удостаиваются высокого звания мезаке рабим, получают как бы дополнительную защиту, которая отгораживает их от вероятности свершения какого-либо неблаговидного поступка, сводя тем самым на нет возможность его осуждения на Небесах в священный день Йом Кипура.

Согласитесь со мной, что Йом Кипур открывает широчайшие возможности для самосовершенствования человека, для приведения в действие всего заложенного в недрах его души потенциала духовных сил. Поэтому мы с такой ответственностью, ожиданием и душевным трепетом готовимся и проводим этот необычный день.

В.Кандинов: – Позвольте, уважаемый раббай, выразить Вам сердечную признательность за столь глубокую оценку поставленной проблемы.

В.Кандтнов