ЭТИ СЛОВА, ИДУЩИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЕЦ, ПЕРЕПОЛНЕННЫХ НЕВОСПОЛНИМОСТЬЮ ОЧЕНЬ ТЯЖКОЙ ПОТЕРИ, БОЛЬЮ УТРАТЫ, ПОСВЯЩЕНЫ НЕЗАБВЕННОЙ ПАМЯТИ НАШЕЙ МАМЫ -

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

КОПТИЕВОЙ ЯФЫ БАТ БУЛОР
(22 июня 1922 – 30 мая 2018)

Через полмесяца она пересекла бы порог 96-летия. Большая светлая достойная жизнь, наполненная яркими событиями, множеством добрых свершений, поступками, вызывающими гордость родных и близких, но и массой тяжелейших испытаний, буквально борьбой за выживание и страданиями, страданиями, страданиями...

Сегодня даже трудно предположить, вычислить из какого огнестойкого материала она была сконструирована, ибо беды, выпавшие на её век были, как правило, настолько неподъёмными, таранищами саму душу, что вызывают оторопь по сей день: нет, подобное не под силу человеку, его природе, тем более, когда испытания чередуются с поразительной синхронностью, безостановочно, кончается одно, а на смену ему торопится следующее. Маму спасало одно, в подчас казалось бы совершенно безвыходных ситуациях: она искренне была убеждена, что раз с ней подобное случилось, стало быть Создатель, проверяя её на выносливость, удесятиряет её силы и посылает лишь те испытания, которые она в состоянии преодолеть. «Слава Б-гу,–утешала она себя,–и это я вынесу, и это пройдёт». И, действительно, вновь сияло солнце!

Между тем всё начиналось так обнадёживающе, а жизнь казалась сплошным праздником. Позади медицинское училище, одаленное с легкостью и любовью, престижная работа в больнице, уважение окружающих, белый чистенький халатик на стройной фигурке, не пройдешь мимо, чтобы не обратить внимание, не задержать взгляд. Маму Булор всё чаще и чаще одолевают родственники, знакомые и не очень знакомые люди, интересуясь красивой девушкой-невестой Яфочкой, да к тому же медработником, что по тем временам особенно ценилось.

В 1941 г. Яфа становится женой 27-летнего завидного молодого человека-красавца, преподавателя физики и математики с университетским образованием – Гавриэля Коптиева. Вскоре рождается первенец – Иосиф. Живи и радуйся. Вдруг, словно гром среди ясного неба, в 1943 г. Гавриэль по доносу «друзей»-завистников получет 10 лет каторги на медных рудниках Урала. С этого момента жизнь нашей мамы пошла вспять. Не прояви она свой бойцовский сильный характер, жажду жизни, любовь к мужу, сыну, семье, уверенность в своих возможностях, трудно предположить, чем могли закончиться эти непредвиденные испытания. Вокруг в тылу гибли тысячи людей от непредвиденных бед.

В каждом еврее таится ген коммерции – такова наша природа. Мама, благодаря этому незаурядному таланту, встала на рискованную тропу «советского бизнеса», чреватого не только потерей свободы, но не исключено – жизни. Куда только не заносила её судьба, в каких только умопомрачительных операциях она не принимала участия. Результат был один, но чрезвычайно важный: мама спасала от голода, болезней и смерти свою семью, первого сына, больную свекровь. К тому же поехала за три девять земель на свидание к мужу, нагрузив себя пятью тяжелейшими чемоданами со снедью. «Если бы не твой приезд,–говорил впоследствии отец,–я бы вряд ли выбрался живым из этого адского заточенья». В 1970 г. внезапно оборвалась его жизнь в возрасте 56 лет, никогда не болевшего, не знавшего даже элементарных недомоганий. Мама к 1973 г., когда стремительно набирала темпы еврейская иммиграция, твердо решает изменить свою судьбу и судьбу своих двух сыновей-подростков. Впереди Израиль, затем Австрия, а в 1979 г. США.

Всё, что мы успели постичь за эти 45 лет – это заслуга мамы Яфы, её неуёмного характера, решительности и, прежде всего, глубочайшей преданности дому, семье, детям. Её секрет рецепта семейного счастья в одном: она старалась никогда не быть в роли просителя, но всегда стремилась быть в ранге дающей, причем щедрой, искренней, открытой. Это черта снискала ей огромное уважение среди людей, почтительность, благодаря чему перед ней открывались многие двери, решались многие вопросы.

Её девиз был прост до неимоверности. Она с детства внушала нам: «Постарайтесь людям всегда делать добро, можете – помогите, не можете – постарайтесь».

Но однажды, в середине 90-х, она обратилась к детям с настоятельной просьбой-советом: «Мы должны открыть синагогу. Наша эмиграция нуждается в достойном Божьем доме, который поможет многим людям быстрей найти себя в новой стране». Более 20-ти лет назад благодаря усилиям нашей семьи и семьи Алишаевых появилась синагога «Бет Гавриэль», на счету которой масса Богоугодных дел. Мама, радуясь этому событию, всегда с гордостью подчеркивала, что эта синагога, помимо всего, увековечила имена отцов двух семейств, помогает создавать всё новые и новые еврейские семьи, спасает многих людей от неверных шагов, возвращает им надежду на светлое будущее.

Когда однажды внук сказал Ваш:

«Бабуля Яфа есть у нас, её совет ценнее золота. Она, никто иной,

Развеет каждое сомненье, вселит надежду, даст покой».

Секрет меж тем до боли прост: Вы были всем для каждого из нас.

Вы след оставили в сердцах детей своих неизгладимый.

Вы с нами вечно рядом, незабвены –

И в помыслах, делах, свершеньях.

«Вы были всем для каждого из нас»,–в этой проникновенной и простой по сути фразе тайна той неутихающей боли, котороя охватила наши души с уходом мамы.

Спите спокойно, дорогая мамочка, бабуля. Светлая Вам память.

 

Дети: Иосиф-Элла, Лида-Арон, Илья-Светлана, Рафаэль-Белла,

внуки, правнуки, родные и близкие.