ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ВЕЧНЫЙ НАРОД!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» И. Шимоновым

Эта тема продолжает будоражить умы не только евреев, но и в особенности неевреев, включая их многочисленных почитателей, но в ещё большей степени недругов. Действительно, за минувшие три тысячелетия, с тех пор, как Всевышний вручил народу Книги Святое Писание, история перемолола в своих жерновах сотни народов, народностей, этносов и племён, не оставив даже их следов И лишь еврейский народ, проходя муки ада, вновь и вновь возрождался из пепла, удивляя мир стойкостью своего духа, благодаря чему становился неподвластным времени.

Генрих Гейне 150 лет назад объяснял этот поразительный феномен тем, что "евреи несли Библию сквозь века как своё переносное отечество". Но ведь понятно, что за каждым подобным "шествием" стояли люди конкретного времени, конкретной эпохи. Как могло так случиться, что евреи советской эпохи, в частности, бухарские евреи, пережившие все тяготы духовного давления одной из жесточайших политических систем, сумели сохранить своё этническое лицо и, оказавшись в конце ХХ века в Америке, продемонстрировать всему миру свою искренную, глубинную преданность Святому Учению?

Одним из тех, кто стоял 20 лет назад у истоков этого процесса в Самарканде, является раббай общины "Бет Гавриэль" Имануэл Шимонов, который любезно в канун недавно завершившихся осенних еврейских праздников поделился своими воспоминаниями с автором этих строк. В то время он занимал пост главного раббая бухарских евреев Средней Азии.

Имануэл Шимонов: – Вы не удивлены, дорогие читатели, тому, что наш народ, оказавшись в Америке, не теряя мгновений, моментально вошёл в лоно религиозной жизни, создав за короткий отрезок времени только в одном Нью-Йорке более 25-ти духовных Центров (ныне более 35 – автор), принимающих сегодня в своих стенах тысячи людей?

И это при всём при том, что в течение предшествующих 70 лет в Союзе мы были лишены возможностей учиться в ешивах, отсутствовали колели, т.е. все то, что открывает человеку двери для познания тайн Святого Писания. Тем не менее, секрет заключается в том, что в Самарканде, несмотря на преследования властей, всегда существовали подпольные религиозные школы, в которых 400-500 детей обучались небольшими группами по 4-5 человек. Наши родители тайно при спущенных на окнах шторах неизменно проводили для своих детей обряды брит мила, хупы, бар мицвы и бат мицвы, соблюдали кашрут, как бы это временами не было сложно и даже опасно.

Когда в конце 80-х годов прошлого века в Союзе забрезжили скромные блики т.н. "перестройки" и появилась возможность легализовать еврейское образование детей, мною совместно с равом Рафаэлем Шамсиевым из Иерусалима были предприняты экстренные меры для открытия с ведома властей первой ешивы. Попытка её создания при советской школе не увенчалась успехом, поэтому были арендованы два частных дома, в стенах которых начали учиться порядка 600 детей.

В.К.: – И всё открыто, легально?

И.Ш.: – Почти.

В.К.: – Как понять, "почти"?

И.Ш.: – Власти делали вид, что не препятствуют, но без удовольствия, т.е. не мешали, но и не помогали. Некоторые люди сомневались в необходимости этой затеи, т.к. подавляющая часть из них уже "сидели на чемоданах". Но в этом вопросе нельзя упускать даже один час времени. Не случайно самаркандцы активнее и быстрей жителей других городов эмигрировали в Израиль.

В.К.: – Кто обучал детей, откуда брались деньги?

И.Ш.: – Помощь шла со всех концов мира и в первую очередь из США и Израиля, настолько опыт нашего города оказался впечатляющим. Особенное усердие проявлял Любавический ребе, светлая ему память, Леви Леваев, "Шаарей Цион" во главе с Шмуэлем Алишаевым и его братьями. К нам ехали волонтёры, поступали учебники, продукты питания из самых разных городов мира и, конечно, материальные средства. Обучение 600 детей нам обходилось ежемесячно в 1200 долларов.

Во всём в этом проявлялась суть нашего народа, который, ощутив малейшие возможности для возрождения еврейской духовности в одном из регионов бывшего Союза, моментально откликнулся всей своей многогранной душой, поддерживая нас и морально и материально. В 1993 г. ешива разместилась в школе №26, вокруг которой компактно проживали еврейские семьи. Занятия шли в две смены: с утра общие дисциплины, после обеда – религиозные, либо наоборот. Однако с ростом потока эмиграции число детей в школе неумолимо сокращалось, и в 1996 г. она прекратила своё существование.

В том же году и моя семья эмигрировала в США. Мне же пришлось продолжить свою деятельность в Средней Азии вплоть до 1997 г., после чего воссоединиться в Америке со своими близкими. Здесь я продолжил повышать уровень знаний под руководством раббая Бен Хаима, а в 1998 г. был приглашён на должность раббая в общину "Бет Гавриэль", где по сей день тружусь, способствуя совместно с коллегами реализации обширных программ, направленных на неуклонное повышение духовной зрелости бухарско-еврейского этноса на американской земле.

Из книги: В.Кандинов
«Цена еврейского счастья»

 P.S. Недавно наш Центр посетила авторитетная израильская делегация во главе с членом Кнессета Амноном Коэном и рядом известных раббаев, включая Хилель Хаимова. Ознакомившись с деятельностью ешивы "Шаарей Цион Охель Браха" – "Бет Гавриэль", они дали ей самую высокую оценку. Нас очень радует и вдохновляет одно важное обстоятельство: если 20 лет назад в Самарканде с оглядкой на власти делались робкие шаги в направлении привлечения еврейских детей к познанию мудрости Святого Писания, то в Америке в условиях свободы и демократии этот процесс расцвёл пышными всходами, подтверждая незыблемость и вечность еврейского народа как неотъемлемой части мировой цивилизации.