ТЕРУМА 8 АДАР I – 17 ФЕВРАЛЯ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В недельной главе «Терума» («Приношение») рассказывается о том, как на Синае Всевышний объяснял Моше устройство сборного переносного Храма – Мишкана, или Скинии.

Храм состоит из трёх частей.

Первая – это Святая Святых, где находился Ковчег завета, а в нём – разбитые скрижали (их Моше принёс с горы Синай в первый раз и разбил, увидев золотого тельца) и скрижали, принесённые им с горы во второй раз.

Только первосвященник имел право входить в Святая Святых, и только в Йом-Кипур, и только четырежды, а войти в пятый раз – очень большой грех.

Вторая часть Мишкана (и всех наших Храмов) – Святилище (Кодэш, или г̃ейхал). В северной части Святилища стоял стол с двенадцатью хлебами (их укладывали в два ряда по шесть хлебов), а в южной – светильник с семью лампадами. Между ними, ближе к выходу, находился малый жертвенник – для воскурений. Площадь его верхней плоскости – локоть на локоть, высота – два локтя. Жертвенник был покрыт золотом. Дважды в день на этот жертвенник клали горящие угли, взятые с большого жертвенника, а на них – специальный состав из одиннадцати пахучих веществ.

Третья часть Мишкана – Двор. В переносной Скинии он назывался х̃ацэ́р, в Храме – а̃зара́. Здесь находились умывальник и большой жертвенник.

Всевышний точно указал Моше размеры Мишкана: 30 локтей в длину, 10 локтей – в ширину, 10 локтей – в высоту. Святая Святых представляла собой куб с ребром в десять локтей, а Кодэш – параллелепипед длиной в 20, шириной в 10 и высотой в 10 локтей.

Длина Двора Мишкана составляла 100 локтей, ширина – 50 локтей. Вход находился в восточной стороне, Святая Святых – к западу.

Крыша Мишкана, видимая изнутри помещения, состояла из полос ткани, сотканной из специальной нити. Шесть ниток голубой шерсти, шесть ниток пурпурной шерсти, шесть ниток красной шерсти и шесть ниток льна скручивались в единую нить, состоявшую, таким образом, из 24 нитей.

Сорок восемь брёвен: 20 с севера, 20 с юга и 8 с запада – образовывали стены Мишкана. Их число соответствует числу пророков Израиля (см. Мегила, 14).

Семь лампад светильника – Меноры – соответствуют 7 пророчицам нашего народа: Саре, Мирьям, Дворе, Хане, Авигайль, Хулде, Эстер.

* * *

Мишкан является прообразом Первого, Второго и будущего – Третьего Храма. Первый Храм был построен царём Шеломо, сыном царя Давида.

Царь Давид сам очень хотел построить Храм. Он изучал предания о постройке Храма (причём, из уважения к знаниям о Храме учился стоя) у пророка Шемуэля. Царь Давид купил место для Храма (по указанию пророка Гада – Шемуэль II, 24), приготовил план Храма по указанию пророка и заготовил золото, серебро, медь и железо для строительства. Но строить Б г ему не разрешил. Через пророка Натана Б г сказал Давиду, что Храм построит его сын. Дело в том, что Давид вёл много войн для защиты и укрепления отечества. Была пролита кровь. Пусть всё это было необходимо... но не ему строить Храм. В дни его сына Шеломо будет мир, и он построит Храм.

Первый Храм был построен в 2928 году от Сотворения мира. Он простоял 410 лет. Через 70 лет после его разрушения был построен Второй Храм, который простоял 420 лет.

Сегодня от величественного некогда Храма осталась лишь стена, ограждавшая с запада Храмовую гору, на иврите – Г̃ако́тэль-г̃амаа̃рави́. Каждому еврею знакомо и другое её название – Стена плача.

«Вот Он, стоит за нашей стеной», – говорит о Всевышнем Песнь Песней (Шир г̃аширим, 2:9). «За какой стеной?» – спрашивают мудрецы, и отвеча ют: «За Западной стеной Храмовой горы. Ибо поклялся ему (Давиду. – И.З.) Б г, что она никогда не будет разрушена» (Мидраш «Шир г̃а-ширим раба»).

Стена эта, частично построенная царём Давидом, ограждала ещё Первый Храм. Первый Храм был разрушен вавилонянами, но стена чудом уцелела. При возведении Второго Храма она была надстроена и продолжала, как и прежде, ограждать Храмовую гору с запада. Когда в страну вошли римляне, Веспасиан, захвативший Иерусалим, приказал своим военачальникам полностью разрушить непокорный город. Уничтожить Западную стену было поручено предводителю наёмников из Аравии Пангару. Узнав, что Пангар не выполнил его приказа и Западная стена не разрушена, Веспасиан вызвал Пангара и потребовал у него объяснений. «Я решил оставить её как памятник военной мощи Римской империи, – ответил тот. – Глядя на неё, люди смогут представить себе, насколько грандиозен был сам Иерусалимский Храм, разрушенный непобедимыми римлянами». Пангар был казнён, но Западная стена уцелела.

Не менее девяти раз Иерусалим был разрушен и вновь отстроен за два последних тысячелетия, но Всевышний исполнил Свою клятву и сохранил для еврейского народа его святыню – Г̃акотэль-г̃амаа̃рави. И сегодня высится Западная стена – свидетель древних пророчеств о бессмертии Храма. Миллионы евреев из всех стран мира стояли у её святых камней...

Рамбам в третьей главе «Законов входа в Храм» приводит заповедь: ритуально нечистый человек не должен быть допущен на место Храма.

Все мы сегодня ритуально нечисты (очищение производится пеплом красной коровы, которого у нас сейчас нет). Поэтому мы не поднимаемся на гору, на то место, где когда-то возвышался Храм, а доходим только до Западной стены.

Придёт время, будет построен Храм, мы очистимся и сумеем подняться выше...

По материалам рава
Ицхака Зильбера