ОБНОВЛЁННАЯ ПАЛЕСТИНСКАЯ АВТОНОМИЯ?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Накануне ожидаемого визита в Израиль и Палестинскую автономию Государственного секретаря США Энтони Блинкена, главарь ООП и Палестинской автономии Абу Мазен отреагировал на призыв администрации США распустить правительство ПА в рамках создания «обновленной Палестинской автономии», о которой в последнее время упоминается во многих заявлениях администрации США, касающихся будущего сектора Газы.

По предложению США, предполагалось отправить в отставку нынешнее правительство ПА под руководством Мухаммеда аль-Штайе и сформировать новый кабинет, «включающий технократов, свободных от коррупции».

Предполагалось также, что «обновленным правительством» будет руководить нынешний глава Палестинского национального фонда, Мохаммед Мустафа.

Поддержку этому предложению выразили Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и некоторые страны Европы.

Реагируя на данное предложение, Абу-Мазен заявил, что не будет менять нынешнее руководство ПА до завершения военных действий в секторе Газы. И подчеркнул, что сам он — сторонник «сохранения в Палестинской автономии текущего политического порядка» и отверг возможность привлечения к управлению автономией новых политических фигур.

Таким образом, Абу Мазен сказал четко обозначенное «нет!» американскому предложению, являющемуся стержнем американских планов для «Газы на следующий день [после окончания войны]». Трудно не увидеть абсолютную декоративность предложенных администрацией США «мер по обновлению автономии» — в случае, если бы они были приняты нынешним палестинским руководством.

«Правительство технократов», если бы таковое было создано — абсолютно ничем не отличалось бы от нынешнего руководства автономии в своем отношении к Израилю. Просто потому, что отношение к еврейскому государству, как смертельному врагу палестинцев, подлежащему уничтожению, вместе с его еврейскими гражданами, является общепризнанным и не скрываемым консенсусом в палестинском обществе, причем, по обе стороны «зеленой черты».

То, что эта национальная установка арабов Палестинской автономии в Иудее и Самарии до сих пор не вылилась в конкретные действия, подобные резне 7 октября, объясняется лишь отсутствием подходящих условий для этого. В частности — довольно высокой степенью военного контроля Израиля в Иудее и Самарии. Что позволяет армии регулярно проводить на территории автономии антитеррористические военные операции, как это, например, происходит сейчас.

«Отсутствие коррумпированности» гипотетического правительства технократов — тоже явный блеф, если учесть господствующие в Палестинской автономии (и полностью соответствующие арабской социальной культуре) традиции, практически исключающие не коррумпированность власти, которая воспринимается на Востоке не иначе, как источник самых разнообразных доходов и свободный доступ к казне.

В соответствии с этой незыблемой восточной традицией, коррумпирование любого нового правительства начинается с момента его прихода к власти, и через короткое время «правительство не коррумпированных технократов» будет ничем не отличаться в этом смысле от предыдущих администраций Абу Мазена и от самого Абу Мазена.

Единственное, что в какой-то мере способно противостоять традиции воровства и коррупции — это четкая идеологическая мотивированность лидеров, которая на первое место ставит достижения не приземленных, но «высших ценностей». Для палестинцев это — война на уничтожение Израиля и убийство евреев.

Именно такой принципиальностью отличается ХАМАС, и именно это обеспечивает ему непреходящую «популярность в палестинском народе», будь то Газа, Иудея, Самария, арабские города внутри «зеленой черты».

Надо ли говорить, что для Израиля в этой ситуации любая степень коррупции в Палестинской автономии предпочтительнее ее отсутствия и «честного» использования денег по целевому назначению. Для войны с Израилем и убийства израильтян.

Само определение «обновленная Палестинская автономия», собственно говоря, теряет всякий смысл в отсутствии главного элемента, который мог бы означать сущностные изменения в ПА. А именно — упоминавшийся нами процесс денацификации и дерадикализации палестинского населения. Процесс, который, по определению, должен занять годы и включать в себя поголовное переобучение и перевоспитание населения, с младых ногтей впитавшего исламо-нацистскую идеологию, сегодня господствующую в среде палестинских арабов.

Ясно, что декоративная смена фасада, смена одного правительства на другое, без коренных изменений в сознании палестинцев и в господствующих у них нарративах — не приведет и не в состоянии привести к возникновению «обновленной Палестинской автономии». Надо признать, что палестинские лидеры своим непримиримым решительным отказом от американских предложений, в очередной раз крупно выручили Израиль, избавив его от муторной необходимости доказывать американской администрации очевидную бессмысленность, а точнее — огромную опасность выдвинутых ею планов создания декоративной «обновленной Палестинской автономии».

Впрочем, нельзя сказать, что Палестинская автономия в настоящее время не обновляется. Она обновляется, и весьма активно. Но совсем не в том направлении, в каком этого ожидают в администрации США и во многих европейских столицах.

По свидетельству наблюдающих за ситуацией в Палестинской автономии израильских экспертов, в частности — ведущего специалиста по Ближнему Востоку и директора Центра по изучению Ближнего Востока и ислама при Бар-Иланском университете Мордехая Кейдара, Палестинская автономия переживает сейчас ряд внутренних процессов, которые делают ее гораздо более опасной, по сравнению с ХАМАСом в Газе.

Кейдар использует для обозначения ситуации, формирующейся сегодня в Иудее и Самарии, условный термин «переворачивание гнезд». В то время, когда внимание Израиля сосредоточено на событиях в секторе Газы, силы безопасности Палестинской автономии активно перестраиваются, направляя все усилия не против ХАМАСа и «Исламского джихада» (воспринимавшихся ими ранее как одна из главных угроз Палестинской администрации), но — против Израиля.

В этой связи можно упомянуть попавшие в открытый доступ видеозаписи тренировок палестинских «полицейских» и боевиков ФАТХа, НФОП и прочих — в Иерихо, участники и организаторы которых не скрывают их антиизраильскую направленность. Именно такие тренировки проводил ХАМАС накануне вторжения на юг Израиля 7.10.23.

При этом боевики в Иудее и Самарии, по сравнению с ХАМАСом в Газе, находятся в несравнимо более выигрышном положении. В отличие от контрабандного ввоза оружия в сектор Газы, ПА получает оружие открыто и с одобрения Израиля. В отличие от пологого ландшафта Газы, в Иудее и Самарии террористы действуют в условиях скал, что делает их тактические позиции трудно разрушимыми и более опасными.

Немалое значение имеет и разница в размере территории: площадь в Иудее и Самарии, на которой сегодня имеют возможность действовать вооруженные формирования Палестинской Автономии — намного превышают площадь сектора Газы, что, соответственно, увеличивает масштаб угрозы.

На этом фоне (судя по всему, израильтяне начинают это осознавать) именно Палестинская автономия, а тем более палестинское государство (если таковое будет создано под давлением США и других «доброжелателей»), особенно, если власть в ней захватят «не коррумпированные» лидеры ХАМАСа (как это уже было в Газе) — будет представлять экзистенциальную угрозу Израилю. Угрозу, как подчеркивает Кейдар, гораздо серьезнее ХАМАСа в Газе. Это осознание, скорее всего, приведет, в свою очередь, к осознанному пониманию того, что реальность, существовавшая до 6 октября сего года, включая Палестинскую автономию и одностороннее отделение от Газы — требует серьезных и глубоких перемен...

EVREY.COM