ЦЕНА ТВОЕГО ИМЕНИ: ПРЕСТИЖ, АВТОРИТЕТ, ЛИЦО!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Речь пойдёт о том, во что обходится человеку его имя, какова его цена, что оно ему приносит или может принести. Проще говоря, чего оно "стоит", в зависимости от степени присущих ему достоинств, приличия, добропорядочности или напротив – недостатков, т.е. всего того, что способно представить качественную социальную характеристику конкретного человека. Если иметь в виду, что качество любого явления, включая имя персоны, это сумма множества сторон её характера, прежде всего устойчивые поведенческие наклонности, конкретные поступки, то станет более очевидным, что, выражаясь языком экономистов, "калькуляция себестоимости" каждого конкретного имени – проблема не из простых.

Следует иметь в виду, что понятие "цена имени", зависимая от его "себестоимости", – это категория в данном случае не экономическая, а строго нравственная. И если мы её вводим в оборот, то лишь с одной единственной целью: настойчиво подчеркнуть, что каждый наш шаг по жизни, каждый жест в зависимости от своего содержания, сопряженного с добродетелью или подлостью, искренностью, чистотой или злобой, анонимщиной, имеет свою конечную цену. Может быть и далеко не всегда измеряемую шелестом зелененьких хрустящих бумажек, но уж точно, либо поднимающих, либо опускающих цену имени.

И хотя эту самую цену не всегда можно потрогать руками, пощупать, пересчитать, но то, что, в конечном итоге, рано или поздно имя способно сделать человека богатым или нищим, успешным или неудачником, любимым или ненавистным, сомнений нет, что многократно доказано опытом многих поколений.

Имя персоны всегда конкретно. Это не только голая форма, раздражитель слуха, звук, буквы, но и определённое содержание, которое далеко не всегда поддается расшифровке и осмыслению, поскольку за ним таится характер, манеры, неповторимая индивидуальность с неповторимыми последствиями. Отсюда "себестоимость" имени, его цена, ценность – это явление всегда динамичное, оно на все сто процентов складывается в зависимости от усилий его владельца, его взглядов, убеждений, воспитания, от того, как он пестует своё имя, оберегает его от всевозможных соблазнов, как позитивных, так и негативных. Но конечную цену имени, условно говоря, "ценник", с которым он появляется на людях, "на рынке сбыта", устанавливается "независимой вневедомственной комиссией", название которой общественное мнение, молва, если хотите, которые подчас бывают и нелицеприятными, и несправедливыми, варьирующими в широких диапазонах. В зависимости от того, чьи уста его озвучивают и многого другого.

Имя ни купить, ни приобрести по знакомству невозможно, тем более, если соискатель претендует на символ благородства, достоинства и тому подобное. Имя, как со знаком плюс, так и минус, – это плод многолетних усилий, последствия определённых конкретных действий, шагов, либо находящих позитивные отклики в окружающей социальной среде, либо напротив – осуждение, отрицание, неприятие. Чаще, если за человеком закрепилось то или иное имя, реноме, репутация, то это надолго, но с одной особенностью. Стоит человеку с устоявшимся многолетним высоким рейтингом авторитета допустить какой-либо неподобающий промах, оступиться, как под вопросом может оказаться вся его предшествующая достойная жизнь, как профессиональная, так и личная. Недаром в народе говорят: "Береги платье снову, а честь смолоду". Ничего удивительного в этом нет, поскольку за высоким, тем более общепризнанным достойным именем стоят конкретные благородные дела, нередко совершаемые в ущерб личным интересам, при стечении неблагоприятных обстоятельств, риска, опасности, жертвенности.

Достаточно напомнить, что каждый из нас, прежде чем пойти на прием к врачу, адвокату, да мало ли куда и к кому, тщательно изучает имя соответствующего специалиста, степень его профессионализма, ищет информацию о его личных человеческих качествах. Благо, что в нашей стране открытых данных на этот счет более чем достаточно. Нет ничего удивительного, что цена имени становится для клиента мерой уверенности в правильности сделанного выбора, либо причиной нежелания вручить свою судьбу в руки сомнительного человека. При этом следует иметь в виду особенности влияния имени компании, выпускающей ту или иную продукции, на её конкурентоспособность и финансовую успешность.

Высокое реноме компании и массовый спрос на её продукцию могут быть обеспечены либо за счет искусственно заниженных цен, т.е. демпинга, что какое-то время способно обеспечивать ей конкурентоспособность на рынках сбыта. Либо её имя стало настолько авторитетно и престижно, постоянно на слуху, что наличие лишь одного знака или символа даже на продукте посредственного качества обеспечивает ему повышенный спрос по баснословным ценам. Отсюда в торговых сетях ныне реализуется огромное количество поддельных товаров под именами брендов с мировой известностью, хотя это и карается, и преследуется всей силой закона. Чем выше цена имени, чем шире его известность и популярность, тем значительней на них социальный спрос.

Взять, к примеру, известного американского предпринимателя и финансиста Уоррена Баффета. Хотя людей подобного рода, специализирующихся на инвестициях, в Америке немало, тем не менее профессионалы ждут месяцами и платят огромные деньги с тем, чтобы пригласить именно этого гуру на обед и получить от него необходимые консультации. Кстати, подобных встреч в год не более 3-4, а полученные миллионы идут без промедления на общественные проекты. То есть авторитет данного человека в финансовом мире настолько значим, а доверие к его прогнозам достигло таких заоблачных высот, что его мнение пользуется абсолютной непререкаемостью, а имя заняло особое место в ряду экономических пророков. К слову, Уоррен Баффет, отметивший недавно 85-й день своего рождения, обладающий состоянием более чем в 70 млрд. долларов, объявил, что 99% его капитала после ухода в мир иной будут переданы в общественные фонды и на различные благотворительные цели. То же самое можно сказать о Билле Гейтсе, компьютерном гении, и многих других людях, имена которых стоят в ряду великих современной эпохи.

 Имя и его высокий социальный статус – это плод огромных усилий, труда, понимание того факта, что при всей значимости доллара в наш непростой меркантильный век, деньги никак, ни при каких условиях не могут быть единственным мерилом достоинства человека. Вокруг немало состоятельных людей, имена которых по самым разным причинам нравственного характера стараются не упоминать в приличном обществе, поскольку они оказались не в ладах с законом, замешанными в неприличных семейных разборках и т.д. Имя, его авторитет – явление вездесущее. Оно неотступно, мягко, деликатно и предупредительно сопровождает, либо преследует человека по жизни и невидимой рукой открывает перед ним нужные двери или напрочь захлопывает их, отрезая путь к решению возникающих вопросов.

За каждым именем с годами закрепляется свой особый индивидуальный статус, знак, делающие одних желанными в обществе, а других, как принято сегодня выражаться, порой даже нерукопожатными. Иной раз слышишь: "Вы видите вот этого молодого человека? Это сын вот таких-то родителей". Или: "Обратите внимание на эту пожилую пару. Это родители вот таких-то людей". Казалось бы обычные фразы. Но за ними стоят конкретные имена конкретных людей и всё то, что из этого следует. Даже интонация, с которой произносятся эти вопросы, может свидетельствовать об очень многом.

Суммируя написанное, сошлюсь на слова некого бесспорно мудрого человека, скрывающего своё подлинное имя под псевдонимом Теткоракс: "Важно, что о вас говорят; ещё важнее, что для вас делают; но самое главное, что о вас думают. Думают о вас хорошо – и вам могут простить многое, ежели нет, то вам не помогут и заслуги".

Позиция раббая Имануэла Шимонова.

Важность поставленного вопроса приобретает особое звучание, если к нему подойти с позиций наших общинных интересов, их взаимозависимости, особенно на почве той близости и привязанности к своим исконным традициям, устоям, свойственным небольшому этносу бухарских евреев.

 То есть там и так, где компактный образ жизни, переплетённый, в частности, в стенах более чем сорока культурно-религиозных Центров Нью-Йорка, делает каждого из нас, его семью, его имя достаточно общеизвестными и прозрачными. В результате, условно выражаясь, "виртуальное" пространство нашего этноса заполнено всей необходимой информацией, позволяющей иметь достаточно исчерпывающие сведения о каждом. К чему это, зачем это, не является ли это фактом прямого вмешательства в личную жизнь человека, что осуждается на Западе, почвой для распространения слухов, непроверенных фактов, не исключено, что даже клеветы?

Всякое случается! Тем не менее, люди, прежде чем вступать в те или иные отношения экономического, делового, либо личного характера, естественно, в праве поинтересоваться, с кем они намерены иметь дела, кто может стать их партнером, допустим, по бизнесу, избранником в личной жизни, соседом по лестничной клетке. Вполне очевидно, что реальная цена имени возможного претендента в подобной ситуации многократно возрастает и, как следствие, забота о его чистоте и достоинстве становится делом особой важности для фамилии (авлот), семьи, конкретного человека. Благо, что иудаизм, еврейские традиции имеют в своем арсенале четкие критерии, строгое следование которым дают абсолютные гарантии человеку быть носителем высокого имени как по форме, так и, прежде всего, по содержанию.

Ещё 3000 лет назад царь Соломон в своей книге "Коэлет" ("Экклесиаст"), пытаясь определить смысл жизни, писал, что страсть к вещам, накопительству, стремлению к удовольствиям есть пустота пустот и "суета сует". Сегодняшняя действительность доказывает неустанно, что деньги и только деньги при всей их значимости не могут стать надёжным средством ни в личном контексте, ни в социальном. Мне по роду своей повседневной деятельности нет-нет да приходится сталкиваться с разбитыми семейными судьбами, где, на первый взгляд, не было видимых причин ни для разногласий, выяснения отношений, непростых и дорогостоящих судебных тяжб, фактов рукоприкладства, полицейских дознаний, арестов и т.д. Причём, очень часто эти малоприглядные ссоры происходят на глазах у детей, что очень тяжко отражается на их психическом состоянии, в присутствии родственников и т.д.

При всём многообразии причин, приводящих к подобного рода тяжким явлениям, есть одна наиболее выпуклая, порождающая массу бед во взаимоотношениях между близкими людьми и, что самое печальное, оставляющая на их именах негативные отпечатки. Суть её можно обозначить как глубокое заблуждение, что якобы долларами в Америке можно решить любой вопрос, закрыть даже самую тяжкую тему. Нет сомнений – доллар ныне могучая сила, ему подвластны многие стороны нашей жизни. Но при его помощи невозможно связать свою судьбу с надёжным другом-женой, иметь детей с понятиями. Всё намного сложней. Очевидно другое: семьи, где нет покоя, где нет взаимопонимания создают подчас не только сложные проблемы, помимо всех прочих, для детей, но и становятся в определённой степени преградами, когда, став взрослыми, они намерены определить свою личную жизнь.

Что греха таить: неуживчивость сторон в семье негативно воспринимается общественным мнением со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мне недавно пришлось стать свидетелем, когда некая девушка отвергла идею знакомства с молодым человеком якобы потому, что в его семье все подчинено мнению бабушки и мамы по материнской линии, излишне доминирующих в доме. Возможно этот случай иначе чем казус не определишь, но факт остается фактом: облик имени – вещь небезобидная.

Ещё более тяжким грузом на имя семьи ложатся факты неверности, которые, к великому сожалению, имеют место в нашем окружении, не исключая, как это не странно звучит, вполне благополучные с виду дома, где успели вырасти дети и на повестке дня стоят вопросы об их дальнейшей судьбе.

Если говорить конкретно, то, согласно Талмуду, еврей лишь в том случае может претендовать на достойное имя, если он сострадателен, скромен и милосерден. Если же он этими качествами не обладает, то возникают сомнения в его принадлежности к еврейскому народу. Вот так, строго и однозначно. Кроме того, Талмуд предписывает благочестивому еврею строго соблюдать законы незикин, регулирующие денежные и имущественные взаимоотношения между людьми. Мне, к сожалению, порой приходится сталкиваться и разбираться с теми, кто, нарушая эти законы, пачкает не только своё имя, но и имя своих близких людей, поскольку все евреи в ответе друг за друга, не говоря уже о членах семьи или рода (авлот). Чаще всего, взяв в долг деньги, либо товар для реализации, должник, нарушая многократно договоренность, не торопится его возвращать. Логика у таких людей простая: взял чужое, а возвращать нужно "своё". Забывая при этом, что преступления подобного рода, являются не только нарушением действующего в обществе законодательства, но и преступлением перед Б-гом, что квалифицируется как самый тяжкий грех. Благо, что Всевышний даёт возможность подобным грешникам покаяться в Судный день с надеждой, что самое важное, не повторять впредь подобных прегрешений и сохранить своё лицо.

 Конечно, при условии, что униженный обидчиком человек простит грешника. Наш экскурс окажется не полным, если не заметить, что добродетельное имя еврея складывается из двух половинок целого. Первая: характера отношений между Создателем и человеком. Вторая: уровнем взаимоотношений между людьми. Учтивость в отношении исполнения законов Торы и неучтивость во взаимоотношениях между людьми непростительны. Порой можно встретить человека, который с пунктуальностью придерживается законов кашрута, субботы, но при этом либо деспотичен в семье, либо не честен в делах. Имя подобной личности вряд ли может быть украшено символом приличия и благочестия. Половинчатость в таких вопросах и нетерпима, и невозможна по определению. Цена имени в наш непростой, наполненный стрессами век слишком высока, а потому она требует к себе самого внимательного отношения.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ