ИЗРАИЛЬ 2017: ОТМЕТИНЫ НА ДРЕВЕ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Кто-то скажет или подумает, что речь пойдет о простых совпадениях фактов или обычных социальных случайностях. Кто-то предречет: нет, не всё так просто, слишком много совпадений. Скорей всего, – это Божий перст из области чудес и не что иное. Ну, что ж, судите сами, дорогой читатель! В мае будущего года еврейский народ всего мира отметит семидесятую годовщину возрождения своего национального государства – Израиля. Подчеркиваю: именно возрождения, а не образования, как утверждается в некоторых современных источниках. Более двух тысяч лет назад произошло аномальное явление, когда Иудея лишилась своего автономного статуса и была превращена в одну из римских провинций. Римляне изгнали из страны значительную часть евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия-Палестина с тем, чтобы окончательно стереть память об еврейском присутствии в этих местах. Тем самым получил продолжение новый виток массового исхода евреев со своих исконных мест и зарождение множества дополнительных диаспор в десятках стран и регионах мира, отголоски которых дают о себе знать по сей день. Тем не менее все это длительное время, измереямое столетиями, евреи, рассеянные по всему миру, дважды в год, завершая Пасхальную Агаду, т.е. рассказ об исходе из Египта, и в конце последней заключительной молитвы Йом Кипура – Наила, с подъемом и надеждой желают друг другу: «Лешана абаа бирушалаим!», что означает «В следующем году в Иерусалиме!». Случайно ли это жгучее стремление, передающееся веками от поколения к поколению, словно навязчивая идея? Конечно, нет! Изгнания, насильственные переселения, депортации, вынужденные бегства и эмиграция – это вечный спутник еврейского народа на протяжении тысячелетий его многострадальной судьбы. Лишь на протяжении семисот лет (с 1012-1727 гг.) он испытал на себе 26 массовых кровавых изгнаний из различных стран лишь одной Европы, охвативших миллионы её еврейских жителей, значительня часть которых была истреблена, либо познала ужасы массовых притеснений, унижений, ущемления прав. А фашистский геноцид времён Второй Мировой войны! История знает немало имен завоевателей, изгонявших и порабощавших еврейский народ, вынужденный искать новые земли для продолжения жизни. Начало появления евреев в Средней Азии связано с действиями Вавилонского царя Новуходоносора, часть пленников которого после завоевания Иудейского царства (586 г. до н.э.) оказалась на данной территории, бывшей одним из владений могущественных персидских шахов. Впоследствии евреи увеличивали своё присутствие в Средней Азии в основном за счет миграции из ряда сопредельных стран (Афганистана, Персии и т.д.). К примеру, в Самарканде, где они впервые были названы «бухарскими евреями» в конце 14 – начале 15 веков в период правления Тимурлена, численность бухарских евреев в 1888-1889 гг. достигла 3792 человека. Между тем, именно этот среднеазиатский правитель привел для восстановления в покоренный и разрушенный им Самарканд несколько тысяч пленных рабов, в числе которых были и еврейские семьи из Бухары, никогда не расстававшиеся со своей священной мечтой: «На следующий год в Иерусалиме!» Настойчиво двигаясь к этой цели, немало евреев, включая бухарских, испытывая колоссальные трудности и не считаясь с жертвами, теряя состояния и близких, в разные эпохи всеми правдами и неправдами пробивались к заветной цели. Прошлый век ознаменовался в данной связи заметным числом героических событий, украсивших летопись нашего народа в целом и бухарских евреев, в частности. В конце 19-го столетия и 30-е годы 20-го века более четырёх тысяч бухарских евреев, мечтая коснуться земли предков, испытывая неугасаемую силу её притяжения, гонимые разгулом царского антисемитизма в Туркестанском генерал-губернаторстве, а впоследствии событиями октябрьского переворота 1917 года, вылившегося в ужасы сталинского террора, нелегально пересекали южные границы СССР, держа курс через Иран и Афганистан на Палестину. И лишь последняя четверть прошлого века, ознаменовавшаяся подъемом мощного движения мирового еврейства под лозунгом «Отпусти мой народ!», берущего своё начало со времен исхода евреев из древнего Египта, вынудили советских руководителей, в конце концов, приоткрыть железный занавес для их массового исхода. Только в течение 1972-1973 гг. из центральноазиатских республик в Израиль репатриировалось более 12-ти тысяч бухарских евреев (примерно каждый четвертый). Однако не всё так схематично складывалось в реальной жизни. Двухтысячелетний путь еврейского народа к возрождению своего государства оказался связанным не только с полями сражений, реками слез и крови, но и титанической закулисной, а порой и тайной политической борьбой, сопряженной с международным признанием права иудеев возвратиться на свои исконные земли. Причем вторая часть этой борьбы пришлась в основном на конец 19-го столетия и первую половину 20-го века, а после возрождения еврейского государства периодически выливалась в отчаянные военные столкновения с агрессивными арабскими соседями и мусульманским миром в целом, ставшим непримиримым противником Израиля. Весьма любопытны в данной связи некоторые юбилейные фактические сведения, пересекшиеся между собой именно в нынешнем, 2017 году, побудившие нас напомнить дорогим читателям сколь интересны и взаимообусловлены судьбоносные перипетии истории возрождения еврейского государства. Итак, 120 лет назад по инициативе 37-летнего австрийского журналиста, поэта и писателя Теодора (Беньямин Зеэв) Герцеля в швейцарском городе Базеле прошел Всемирный сионистский конгресс (26-29 августа 1897 г.), утвердивший Базельскую программу, послужившую сигналом для начала практических действий в плане обширных консультаций и переговоров с наиболее влиятельными политиками, лидерами отдельных ведущих стран, финансистами того времени по поводу создания «жилища для еврейского народа» в Палестине. Важно подчеркнуть, что Т.Герцель не был ограничен в средствах, поскольку родился в богатой семье директора Будапештского банка. Это позволяло ему разъезжать прежде всего по европейским столицам и, встречаясь с известными людьми, разъяснять и агитировать за свои взгляды по поводу необходимости и неизбежности возрождения еврейского государства. И хотя Т.Герцель родился в ассимилированной семье, которой,вместе с тем, не были чужды еврейские традиции, на него произвела настолько страшное угнетающее впечатление антисемитскя книга Е.Дюринга «О еврейском вопросе» (1881 г.) и дело Дрейфуса (1894 г.) во Франции, сопровождавшееся открытыми призывами на улицах Парижа типа «Смерть евреям», что он без малейших сомнений утвердился во мнении, что будущее еврейства может быть обеспечено лишь в результате возрождения независимого еврейского национального государства. Вскоре в Вене появилась книга Т.Герцеля, переведенная на все европейские языки, включая русский: «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (февраль 1896 г.), ставшая политическим манифестом и практической программой для борьбы за возвращение евреев в Палестину. Автор этой книги удивительно точно предсказывал, что понадобится, как минимум, 50 лет для реализации его проекта. К великому сожалению, Т.Герцелю не пришлось увидеть результаты своих титанических усилий. Он скоропостижно ушел из жизни в возрасте 44-х лет, в 1904 г., оставшись в народной памяти национальным героем, предвосхитившим реальность и историческую необходимость возрождения еврейского государства. Между тем, должно было пройти ещё долгих 20 лет после Всемирного сионистского конгресса в Базеле, прежде чем появились первые робкие надежды, свидетельствующие, что много-
­вековые чаяния еврейского народа – это не пустая беспредметная утопия, а животрепещущая идея, ждущая своего воплощения в жизнь. 2 ноября 1917 г. в офис барона Лайонела Ротшильда, успешного финансиста и банкира, Президента Британского сионистского конгресса, поступило спецпослание от Артура Бальфура, министра иностранных дел Великобритании, с текстом «Декларации», закрепившейся в исторической памяти под его именем, гласящей о доброжелательном отношении Англии к сионистским устремлениям евреев. Документ, прошедший апробацию на всех возможных этажах властных структур не только Англии, но и за её пределами, был опубликован в газете «Таймс» в один день с сообщением об октябрьском перевороте в России 1917 г. С тех памятных пор прошло 100 лет. Казалось бы, мощная позиция Англии той эпохи была не только на вес золота, но и самой весомой с учетом её авторитета в раскладе геополитических сил на международной арене. Однако не тут то было. Англия не только не собиралась выполнять свои обещания, но впоследствии всячески препятствовала реализации многовековых чаяний еврейского народа. Это хорошо известный факт, когда «бумага терпит всё» или когда, как правило, политики и дипломаты говорят об одном, думают о другом, а делают третье. Дав обещание, обнадёжив, выжав из этого демарша максимум политических дивидендов, Англия вплоть до 29 ноября 1947 г., т.е. дня, когда на сессии Генеральной Ассамблеи ООН должна была решаться судьба возрождения Израиля, заняла подлую позицию воздержания при голосовании, надеясь на провал своего же проекта. К слову, и сегодня Англия по многим вопросам взаимоотношений между Израилем и арабским миром ведет ту же самую двуличную антисемитскую политику. Но об этом чуть ниже. Между тем, должно было пройти ещё долгих 30 лет со дня обнародования «Декларации Бальфура», прежде чем вопрос о возрождении еврейского государства вступил в свою завершающуюся стадию и был вынесен на обсуждение третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. Должна была окончиться Вторая мировая война, унесшая жизни шести миллионов евреев, включая два миллиона детей, что составляло половину еврейского населения земли, прежде чем мир созрел для принятия исторического решения о возрождении Израиля. Драматичность ситуации последних часов перед голосованием, накалившая до предела атмосферу в кулуарах еврейской делегации при ООН и во всем еврейском мире, заключалась в том, что до последнего мгновения не было абсолютно никакой уверенности в благополучном исходе дела, о котором народ мечтал два тысячелетия. Малого того, предварительные факты и донесения еврейских спецслужб говорили о том, что голосов «против» может оказаться больше, чем «за». В то время мало кому было известно, лишь за исключением нескольких лиц из ближайшего окружения Давида Бен Гуриона, что незадолго до решающего голосования в ООН «быть или не быть» еврейскому государству в кабинет известного американского политика и бизнесмена Нельсона Рокфеллера, одного из высокопоставленных отпрысков могущественного клана, вошли два представительных господина. Ни слова не говоря, они положили перед хозяином кабинета кожаную папку с документами, свидетельствующими, что в период недавно закончившейся Второй мировой войны, он получил баснословные прибыли на незаконных поставках в фашистскую Германию, находящуюся в состоянии войны с США, нефти и ряда других стратегических видов сырья. Н.Рокфеллер понимал, что в случае обнародования этих документов его карьера будет уничтожена, а потому произнес лишь три слова: «Что вы хотите?» «Голоса стран Латинской Америки в поддержку раздела Палестины при голосовании в ООН», – коротко пояснили визитеры, осведомленные о колоссальных возможностях американца и его давних связях с президентами государств названного региона. Не будь этого визита, трудно предположить чем бы закончилось драматическое голосование в ООН 70 лет назад. Слишком много врагов вокруг этой идеи было и в окружении президента США Г.Трумэна и в Европе, не говоря о мусульманских странах. Все эти факты пришли нам на память в силу того, что 2017 г. оказывается весьма символичным в еврейской истории: 120 лет Всемирного сионистского конгресса, 30 лет Бальфурской «Декларации», 70 лет принятия ООН резолюции о разделе Палестины на еврейскую и арабскую части и легитимизацию возрождения еврейского государства. Разве это не чудо – сам факт возрождения еврейского государства, тем более в контексте его 70-летней героической борьбы за право существования? Разве это не перст Создателя? Конечно, чудо, конечно перст Создателя, ибо наяву произошло невозможное, нереальное, уходящее за пределы разума.

В.Кандинов