ЕВРЕЙСКИЙ ВАРИАНТ СВОБОДЫ ВЫБОРА: КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ И НЕ УПУСТИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл. раббаем общины «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

«Свобода Выбора!»

«Это сладкое слово Свобода!»–крылатое выражение, занявшее место эпиграфа во многих эссе, художественных произведениях, использованное в качестве названия не в одном кинофильме и т.д.

Испокон веку с этим священным словом на устах ещё героический предводитель римских рабов Спартак поднялся на эшафот, а тысячи борцов во имя свободы прощались с жизнью на плахе.

Что же представляет собой этот магический, чарующий и гипнотизирующий звук, заключённый в ощущениях свободы? Почему она, словно вблизи сверкающий горизонт, неистово притягивает и манит к себе любопытство человека, очень часто убеждающегося, что приближение к нему является лишь очередным самообманом и блефом.

«Свобода выбора,–читаем в одном уважаемом источнике,–это возможность самостоятельного решения в пользу одной из альтернатив. То есть, если перед кем-то появилось несколько возможностей для совершения определённого поступка, то исключительно он сам в праве осуществить выбор». Согласитесь, дорогой читатель, что это есть заманчивый и зачастую весьма долгожданный вариант практических действий, обрамлённый т.н. свободой выбора, о которой подсознательно и не только мечтает значительное большинство людей.

Разумеется, этот факт зачастую не позволяет человеку останавливаться на том или ином конкретном варианте намеченных последующих шагов без учёта их вероятного воздействия на те или иные соседние, смежные или тем или иным образом связанные явления. К примеру, в США застройщик никак не может обойти стороной возражения владельца прилегающего участка, выступающего с аргументированным противодействием в части намерений организации, претендующей, к примеру, на роль заказчика по освоению смежного пространства. Недаром говорится, что «запретный плод сладок», а значит и свобода выбора – факт не абстрактный, а непременно зависимый от массы сопутствующих обстоятельств, с которыми по определению никак нельзя не считаться при конкретном личностном отборе практических шагов. Иными словами: свобода выбора – это прелюдия деятельности, что и определяет содержание нашего первого вопроса к уважаемому раббаю, поскольку всё, что было нами подчёркнуто до настоящего момента – лишь общесоциологический взгляд на поставленную проблему.

В.К.: – Тема «свободы выбора» занимает одно из основополагающих мест в иудаизме. В чём её суть с точки зрения иудаизма, если каждый из нас ежедневно сотни раз стоит лицом к лицу перед этим сакраментальным вопросом, от ответа на который и последующих практических действий зависит образ нашей жизни и его фактические результаты порой как на сиюминутную, так и длительную перспективу?

Рав И.Ш.: – Напомню вам, что один из величайших интерпретаторов и теоретиков иудаизма Рамбам, подчёркивал в данной связи более тысячи лет назад: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником – ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником – у него есть и такая возможность…»

Так устроен задуманный Создателем мир: каждый в праве стать тем, кем он желает, стремится пройти, оказавшись на жизненном пути в процессе исполнения своей земной миссии. Причём эта системообразующая идея пронизывает всё содержание иудаизма, являясь его остовом. При этом чётко обнаруживает себя следующее принципиально важное обстоятельство: человек, выбирая стезю, конкретную направленность своих действий и поступков, вставая по собственной воле на путь добродетели или зла, обеспечивает себе, в первом случае, поддержку Создателя, а, во втором, – проклятие и осуждение, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Иными словами, свобода воли, гарантированная Творцом, – явление универсальное, а потому беспрекословно обеспеченное каждой персоне. Талмуд в данной части более чем конкретен, категоричен и откровенен: «Тому, кто желает оскверниться, представляют (с небес) такую возможность, а тому, кто желает очиститься, помогают (с небес)».

В.К.: – Жизнь в данной связи полна массой самых разнообразных фактов и примеров, свидетельствующих о неуклонной действенности и практической реальности механизма «свободы выбора» как инструмента вероятного возвышения человека, так и его падения в зависимости от характера избранного пути: благодетели или позора. Последние годы на слуху в общественном пространстве масса имён, прославившихся на поприще запоминающейся, к примеру, благотворительной деятельности, особенно в сфере реализации социальных проектов. В то же время, тут же рядом и те, кто оказались неразборчивы в связях и замешаны даже в уголовных деяниях в самых различных сферах. Причин тому много и самых разных, что, думаю, непременно станет предметом нашего отдельного разговора.

Рав И.Ш.: – Здесь неминуемо возникает ещё один принципиально важный момент. При всей демократичности условий взаимоотношений между Творцом и человеком эта системообразующая связь ставит последнего в рамки жёсткой зависимости от Создателя. Волей-неволей задумаешься: нет ли здесь противоречия?

Ведь, на первый взгляд, ситуация подобного рода просто-напросто алогична. С одной стороны, циркуляр, спущенный человеку с Небес, даёт ему полное право истинной свободы и независимости от воли Творца. Но, с другой стороны, Он тут же как бы остужает это ощущение полной вольницы человека, уведомляя его о том, что эта самая вольница будет непременно регламентироваться Им. Не торопитесь, не спешите, наставляет не раз Творец, излишне не увлекайтесь, мои любимые подопечные, не думайте, пожалуйста, что вы предоставлены на произвол судьбы, самим себе и абсолютно независимы от Моей воли.

В.К.: – Если не затруднит, раскройте этот Ваш поворот мысли более обстоятельно.

Рав И.Ш.: – Конечно, именно это я намерен сейчас сделать, ибо в иудаизме всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Представляя человеку, по сути, свободу выбора без каких-либо ограничений, Творец одновременно, не принуждая его к тому или иному образу жизни, стилю поведения, основанному на праведности или грешности, параллельно вводит в реальную практическую жизнь целую систему мер, призванных обеспечить его поощрение, в первом случае, и порицание, во втором.

Причём эти привилегии и наказания, облачённые в систему заповедей, доступных для каждого желающего идти по жизни с открытыми глазами, не затуманенными никакими надуманными или ошибочными взглядами, способствуют лишь большему раскрытию возможностей свободы воли во всей их полноте и всестороннем содержании.

Отсюда грехопадение, к примеру, никак не должно восприниматься как вечная «привилегия» иных людей, ибо, в конце концов, неминуемо наступает момент, когда им, переступившим где-то некую запрещённую черту, рано или поздно Праведный Судья предъявит решительный и бесповоротный вердикт. Следом же появится окончательная черта, подытоживающая преступные деяния. «И не будет такому человеку дана возможность оставить злодейство его и погибнет он за грехи, в которых повинен»,–гласит Святое Писание.

Иными словами, вот вам «свобода выбора» со всеми её достоинствами и недостатками, кому со взлётами и падениями, но в итоге на лицо предстают не только поощрения, но и «час расплаты».

В.К.: – Опять-таки здесь у недостаточно осведомлённого читателя не может не возникнуть вопрос. Что же получается, с одной стороны, Творец не скрывает своей любви и расположенности к человеку, даруя ему одной рукой все права на абсолютную «свободу выбора», но тут же другой рукой, однозначно принимает меры, не оставляя сомнений: друзья мои, имейте в виду, каждый ваш шаг у Меня на виду. Стало быть, и последствия их тот час, образно выражаясь, неминуемы, как за дела праведные, так и грешные. Не кажется ли Вам, уважаемый раббай, что тем самым «свобода выбора», как таковая теряет свою ценность и демократичность?

Рав И.Ш.: – Ни в кой мере. Как бы не была высока роль свободы выбора, согласно проекту Создателя, в жизнедеятельности человека, как бы безгранично она не распространялась на возможности его деяний и решений, всё, что человек, в конечном итоге, предпримет или по тем или иным соображениям откажется от своих намерений, вкупе никак не может выпадать из поля Его зрения.

Бесспорно, Он представляет человеку полную свободу маневра в своём поведении, но при этом неустанно контролирует как его ход, так и намерения, располагая детальной информацией и о текущем состоянии этого процесса, так и о вероятных тенденциях его развития.

В.К.: – Вы хотите сказать, что в высоких кабинетах Небесного генерального штаба сегодня достоверно известен конечный исход нынешнего конфликта между Западом и Россией вокруг Украины?

Рав И.Ш.: – Вне всяких сомнений. Конечный результат окажется на стороне тех, кто сумеет в силу различных объективных и субъективных обстоятельств сделать более правильный выбор в своих действиях и, что не менее важно, не упустит реальную возможность в их практической реализации и последующем использовании. Судите сами.

Свобода выбора – это и ненадуманная, и неискусственная конструкция социального развития, являющаяся якобы исключительно плодом домыслов человека, а органическая часть общественного мироздания к тому же единственно возможного. Не будь её в том виде, в каком её создал Творец, лиши Он человека свободы выбора, подменив жёсткой программой, контролирующей каждый его шаг, мир лишился бы своего динамичного развития и замер как затхлый отстойник, лишённый жизненных ресурсов. А потому свобода выбора–это естественный и вечный спутник социального прогресса, единственно возможный вариант его неуклонного совершенствования.

В.К.: – Но если Создатель заведомо знает, куда качнётся маятник поступков конкретной персоны, а следом и государства, к чему все эти премудрости со свободой выбора. Не было бы проще заведомо запрограммировать поведение тех или иных групп, нацелив одних на добродетель, а других – на непотребные действия со своими пакетами поощрений и наказаний?

Рав И.Ш.: – Сложность и неизбежность противоречий между свободой выбора, в которую оказался объективно вовлечён человек, наделённый этой способностью, и всесильностью Творца, неустанно наблюдающим за его действиями, никак не способно оказать сколь-либо негативное воздействие на данную связь.

Творец ведает не только конкретикой явлений (не воруй), но и тенденцией их становления и развития с учётом пространства и времени, что далеко не всегда становится объектом осмысленного внимания человека.

В.К.: – Сто процентов. К примеру, общественная собственность в рамках того или иного конкретного пространства и времени, может быть единственным способом достаточно эффективного хозяйствования. Но в обозримом будущем с изменением условий способно стать источником разрушительных социальных бедствий. Ведь всё, что произошло с Россией в течение ХХ века есть плоды тех ошибочных системных ориентиров, которые были избраны её руководством после Октябрьского переворота 1917 г. в качестве истины в последнем изложении. Преимущества и возможности Творца сопряжены с тем, что Он в отличие от человека находится вне пространства и времени, его видение проблемы абсолютно, от зачатия до исчезновения. Отсюда вопрос: имеются ли в природе гаранты, позволяющие с высокой долью уверенности избегать ошибочные шаги при решении как личных, так и глобальных судьбоносных проблем? И второе: как не упустить идущую в руки удачу, угадать её и вовремя, раскрыв объятия, встретить с улыбкой?

Рав И.Ш.: – Одно могу подчеркнуть с твёрдой уверенностью: тот, кто по жизни идёт с навигатором, носящим название Святое Писание, сокращает вероятность ошибочного выбора до минимума. То же самое относится и к части высокой доли извлекаемой пользы от вложенных усилий. Уже более трёх тысячелетий человек бьётся над задачей, которую вы только что обозначили в двух поставленных вопросах. Если бы на них имелись твёрдые убедительные ответы, наша жизнь наверняка потеряла свою вечную свежесть, сложность и бесконечность.

В.К.: – Сердечная Вам благодарность, уважаемый раббай за очередную беседу, которая не только помогает многое понять и переосмыслить, но и создаёт почву для нового общения.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ