ХХI ВЕК: НАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНО ПОВТОРЕНИЕ СОБЫТИЙ 9-го АВ?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл. раббаем Центра
«Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

От редакции: в нынешнем году эта печальная дата совпала с 18 июлем – Tishah B”Av. Волей-неволей в эти трагические дни, проходящие незаживающей кровоточащей раной сквозь всю историю нашего многострадального народа, в голову вновь и вновь лезут сверлящие беспокойные мысли: где гарантии, что эти бедствия на каком-то этапе не повторятся опять, что новоиспеченные "аманы", "гитлеры» и им подобные, только в ином обличье, не попытаются реализовать свою давнюю мечту об "окончательном решении еврейского вопроса".

 

Мысли далеко не праздные, поскольку, начиная с разрушения двух Храмов, эта бредовая идея не покидала и не покидает обезумевшие головы ненавистников еврейского народа, докатившись до ХХ века, а теперь уже и ХХI, угрожая прежде всего смести с лица земли маленький гордый Израиль, возрожденный лишь 73 года назад и продолжающий своё победное шествие в ожесточенных схватках с агрессивными соседями и международным антисемитизмом.

Откуда этот судьбоносный рок, преследующий евреев поколениями? Что, как и кто его неукоснительно подпитывают в течение тысячелетий, и может ли быть уверенность в том, что в один неведомый миг его горящая лава вдруг, вырвавшись из кратера ненависти, в который раз погребет под собой потомков Аарона, Ицхака, Якова и Моше, народ Книги, всемирную надежду, по замыслу Создателя, в светлом будущем человечества? Эти вопросы мы адресуем раббаю Имануэлу Шимонову.

Рав И.Ш.: Эти вопросы чрезвычайно важны и актуальны не только для понимания причин всего того, что пришлось испытать евреям за свою многовековую историю, но и для возможного осознания того, через что предстоит им пройти в близкой и даже отдалённой перспективе.

Издревле неправильное, вызывающее поведение, расходящееся с нормами, установленными Всевышним, являлось причиной многих бед, выпадавших на долю евреев, включая сорокалетнюю задержку их вступления в Обетованную Землю Израиля. Те же причины обусловили разрушение Первого и Второго Храмов и последующее двухтысячелетнее рассеяние еврейского народа. В Талмуде на данный счет имеется достоверные объяснения, не оставляющие сомнений не только в части истоков трагической судьбы обоих Храмов, но и изгнания евреев с их насиженных исконных земель, отзвуки и последствия которых напоминают о себе по сей день.

В.К.: Какова логика этих событий и их влияния на еврейские судьбы?

Рав И.Ш.: Давайте по порядку. Колено месяца Ав относится к родословной Шимон, которое символизирует собой глагол шама - слушать. Согласно еврейской истории, глава этого колена – Зимри поддался как-то чарам мидьянской принцессы и, будучи по натуре человеком излишне самоуверенным и самовлюбленным, позволил втянуть себя в бунт против Создателя и Моше. В итоге погибло много людей из колена Шимона. Дальше больше, по нарастающей.

Месяцу Ав свойственно широкое хождение различных ложных и непроверенных слухов, по причине которых именно этот период становится временем возникновения и наплыва множества бед, несчастий и катаклизмов, выпадавших на долю еврейского народа. К великому сожалению, не стало оно исключением и для распространения лживых инсинуаций о пагубности Земли Обетованной, якобы непригодной для жизни, о чем утверждали разведчики, посланные Моше для добычи достоверной информации о будущем пристанище еврейского народа, санкционированного Создателем, что, по определению, никак не могло подвергаться никаким сомнениям.

Как известно, знаком месяца Ав служит Лев, символизирующий череду трагических кровавых событий в истории еврейства. Попытка оспорить решение Творца, поставить его под сомнение неимоверно усложнило ход еврейской истории, ввергла её в пучину ничем неоправданной взаимной ненависти и неприязни между людьми, что обернулось массой общенациональных страданий и стоило миллионы ни в чем не повинных человеческих жизней. Подобно тому, как лев пожирает свои жертвы, так месяц Ав, аккумулировав в себе беспричинную и ничем неоправданную взаимную ненависть и неприязнь между людьми, отнял жизни у бессчетного количества еврейского народа.

В.К.: - Почему именно разрушение обоих Храмов венчает собой начало трагедии 9 Ав?

Рав И.Ш.: - Ничего удивительного, поскольку оба Храма отождествляли собой суть еврейства, его неотделимость от Творца, а их уничтожение воспринималось врагами как конец нетерпимого влияния иудаизма, Торы на мир и, в особенности, на соседние страны и их народы. Идеологической подоплёкой разрушения Храмов стал упадок и разложение духовной жизни евреев. Если Первый Храм пал из-за идолопоклонства, разгула безнравственности и упадка моральных принципов, утраты понятий о неповторимой ценности человеческой жизни и как результат разгул преступности, жертвами которой становилось бессчетное число ни в чем не повинных людей, то Второй Храм стал жертвой страшного обострения и многократного разгула вышеупомянутых прегрешений человека.

Талмуд повествует, что за 420 лет существования Второго Храма в нем сменилось более трехсот главных коэнов, многие из которых верой и правдой служили своему делу. В это же время разгул коррупции, взяточничества, разврата, упадка нравственности достигли своего апогея. Деньги стали эталоном успеха и власти, с их помощью можно было решить любую проблему даже на самых высоких этажах царской власти, что стало причиной тяжкой эпидемии взаимной ненависти между людьми. В глазах же Создателя эта ситуация была ничем иным, как разновидностью идолопоклонства, прелюбодеяния и пролития крови безвинных людей, т.е. проявлениями кризиса и разложения духовной базы человека, Богоотступничества и скатывания в пропасть безверия, темноты.

В.К.: - Но если наше мироздание, начиная от появления и всего последующего развития, в руках Творца, то почему Он не воздвиг надежные заслоны на пути всей этой непотребности, которая весьма схожа и с язвами современной цивилизации? Почему Он не спас евреев, избранный Им народ, которому доверил Тору, но оказавшийся в паутине духовного безверия, катящийся, по сути дела, в никуда, в пропасть? Разве это не было в Его силах, разве Он не мог предотвратить всю надвигающуюся на евреев трагедию, растянувшуюся на века и дающую о себе знать по сей день, напоминающую о себе и сегодня в своих самых различных ипостасях?

Рав И.Ш.: - Вопрос более чем уместный, ответ на который позволит нам серьезно осмыслить всю поставленную проблему в целом. Нет спора, Создатель мог усилием своей воли предотвратить надвигающиеся беды на еврейский народ, спасти его от напастей, произошедших 9-го Ава. Этого не произошло и не могло произойти в силу того, что, согласно концепции Создателя о мироздании, миротворчестве и мироустройстве, в её основе лежит принцип свободы выбора.

Творец изначально отказался от идеи создания человека, помещенного в узкие рамки необходимости, когда каждое его действие, каждое движение предопределено, запрограммировано изначально волей Всевышнего. Выбор, осознанный поиск своего места в нашем бренном мире, переполненном сегодня скоплением стрессовых ситуаций, столкновением бесчисленного множества переплетённых между собой интересов, потребностей, мотивов, находятся исключительно в компетенции каждого индивидуума и тех обстоятельств, которые им конструируются. Обстоятельства, которые, в свою очередь, берут каждого из нас в оборот, диктуют свои условия поведения, ставят порой в безвыходные или благоприятные условия. Кто из нас в своей жизни не испытывал подобного рода ситуаций, под которыми человек обычно подразумевает страницы везения или, напротив, невезения в своей жизни.

Всё это, разумеется, не означает, что человек вынужден испытывать свою судьбу исключительно с завязанными глазами, поминутно натыкаясь на массу различных преград и препятствий, падая и поднимаясь, набивая синяки и шишки, надеясь исключительно на волю случая. Создатель, как известно, дает каждому из нас возможность взять в руки самый надёжный и безошибочный Компас, проверенный на опыте многих поколений, в лице Святого Учения, позволяющего безошибочно определить своё место в нашем сложном мире.

Другое дело, что далеко не каждый из нас готов ныне воспользоваться силой этой возможности, заложенной в Торе, в результате чего события 9-го Ава за тысячелетия, прошедшие после крушения Первого и Второго Храма, пополняются все новыми и новыми потрясениями, выпадающими на долю еврейского народа. Это при том, что Создатель упорно призывает следовать Его Законам и в мыслях и поступках, что далеко не всегда и не везде находит положительный отклик среди людей. А потому вопрос о вероятности повторения событий 9-го Ава никак не может быть снят с повестки дня, что подтверждается многими конкретными фактами, как из далеких, так и нынешних событий.

Возьмите, к примеру, судьбу небезызвестного Амана, зависть и беспричинная ненависть которого к Мордухаю стоила ему жизни. Таких фактов не перечесть. Аман, будучи потомком Амалека, воспринимал мир, как и его могущественный предок, не только сквозь призму патологической ненависти к евреям, но и как цепь случайных стечений обстоятельств, где нет места Всевышнему, что встречало достаточно резкое неприятие со стороны Творца. "Если выбираете не Меня, если принимаете мировоззрение Амалека – пусть будет по-вашему...", – резюмировал Он угрожающе. И эти угрозы, как известно, достигали своей цели.

В.К.: - Последовательность этого явления в плане его перманентного действия и повторения поразительна, поскольку беспричинная ненависть между людьми, разрушившая столетия назад оба Храма, докатилась и до времен новейшей истории, уничтожив мощнейшую советскую империю и её диктатора Сталина, а также фашистскую во главе с Гитлером, на руках которых была кровь миллионов безвинных людей, включая шесть миллионов еврейских жизней, в числе которых два миллиона детей.

Сегодня можно услышать из уст некоторых еврейских религиозных деятелей, что причиной Холокоста является факт несоблюдения евреями Европы Законов Торы и добровольной ассимиляции евреев Германии с немцами в предвоенные годы. Насколько соответствуют действительности подобного рода утверждения?

Рав И.Ш.: - Я склонен считать, что данная точка зрения не имеет под собой серьёзных аргументов, хотя бы потому, что гибель двух миллионов ни в чем не повинных детей делают её малоубедительной. Скорей всего ныне в рядах религиозных деятелей нет единого мнения по данному поводу, а потому было бы более обоснованным повременить с окончательными выводами, дождавшись появления новых доказательств, способных снять завесу тайны над этим острым вопросом еврейской истории, продолжающим быть предметом непрекращающихся споров.

В.К.: - Не могу с Вами не согласиться поскольку доказательная база любого явления лишь в том случае становится неопровержимой, если оно со временем не теряет своей убедительности под воздействием вновь открывшихся обстоятельств или фактов. Это особенно важно иметь в виду, когда речь заходит о таком вопросе, как вероятность повторения в новейшей истории трагических событий 9-го Ава, что имеет принципиально важное жизненное значение для каждого еврея, где бы он сегодня не жил.

С одной стороны, с возрождением в 1948 г. при очень не простых условиях Израиля, превратившегося за прошедшие 73 года в страну, способную успешно противостоять враждебному арабскому соседству, фактически исчезли условия для былого геноцида еврейского народа в любых частях земного шара, ущемления его прав, не говоря уже о военных угрозах самому существованию народа Книги. Армия Израиля уже не раз доказывала на что она способна, исключив фактически вероятность силового решения "еврейского вопроса" фашистскими методами, почерпнутыми из древних арсеналов "аманов", "амалеков" и им подобных.

Вспомним, что наряду со всеми прочими условиями, почвой для возникновения многовековой трагедии 9-го Ава явилось падение духовных основ еврейского общества, породившее, в свою очередь, абсолютно безосновательную взаимную ненависть между людьми, разгул коррупции и беззакония. Недавня нездоровая внутриполитическая атмосфера в Израиле вокруг форменной травли прессой премьер-министра Б.Нетанияху, по некоторой сути напоминает ту далекую эпоху, что вряд ли может способствовать росту авторитета еврейского государства как на международной арене, так и в глазах собственного народа.

Это не может не вызывать боль и нравственные переживания среди тех, кто видит в Израиле общий еврейский дом, страну надежды и будущего, способную защитить и обеспечить гражданские права каждого еврея, где бы он не жил и какие бы не имел виды на перспективу.

Уважаемый раббай, судя по содержанию нашей беседы, мы не ограничились констатацией фактов, относящихся к истории далекого прошлого нашего народа, связанного с причинами и последствиями трагических событий, относящихся к 9-му Ава.

Рав И.Ш.: – Выводы очевидны: лишь преданность Законам Торы, осознание того факта, что зависть, порождающая чаще всего ничем не оправдываемую ненависть даже между близкими людьми, есть не только тяжкий грех перед Создателем, но и путь в никуда, в пропасть, в безвременье. Не помнить об этом не имеет права ни один из нас. Ведь счастье и богатство, уравновешенная душа не в деньгах, а в уверенности: "Спасибо за то, что имею!"

В.К.: - Уважаемый раббай, позвольте выразить Вам сердечную благодарность за глубокие раздумья и содержательную беседу, которая посеет благотворные раздумья в среде наших читателей о сущности острых проблем, неотвратимо вторгающихся в нашу беспокойную жизнь.

 

Из книги В.Кандинова. Цена еврейского счастья.