ИЗРАИЛЬ: ВСЁ ТОТ ЖЕ ХАМАС. ЧТО ДАЛЬШЕ, ГДЕ ВЫХОД?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мне думается, что в мировой истории, в её летоисчислении нет более древнего и заскорузлого конфликта, чем нынешнее многолетнее противостояние между евреями и арабами. Его семена были посеяны более 3500 лет назад нашим праотцом Авраамом в результате, мягко выражаясь, разрыва отношений с его нееврейской женой Агарью и их общим сыном Ишмаэлем.

Именно этот сравнительно непродолжительный брак послужил впоследствии важным истоком зарождения ислама и появления его многочисленных современных приверженцев, тогда как от наследников Авраама и Сары пошли поколения еврейского народа. Кто мог в то далёкое сложное время предположить, что банальный распад близких отношений между упомянутой cмешенной парой породит один из острейших конфликтов, докатившийся до новейшей истории и чреватый глобальными необратимыми последствиями?

Тем не менее произошло именно так, поскольку временами тлеющий в течение столетий конфликт в середине ХХ века перерос в свою острую военную фазу, с годами набирающий всё более и более ожесточённые и непримиримые формы.

Не вдаваясь особо в детали, напомним, что речь в основном идёт о борьбе за право собственности на землю, оспариваемую поныне двумя народами, принявшую ярко выраженные конфронтационные проявления после исторического решения Генеральной Ассамблеи ООН от 27 ноября 1947 г. о разделе Палестины на две части. Одна из которых была предназначена для возрождения еврейского государства, а вторая для – палестинского.

Если первая часть этого замысла, несмотря на все препоны, жесточайшие испытания евреев и невообразимые преграды самого различного характера, были преодолены, и на карте появилось современное самодостаточное еврейское государство, то вторая, не только оказалась в тупике, но и ощетинилась бесчисленным множеством перманентных враждебных действий против Израиля.

Последним актом подобного рода стала развязанная ХАМАСом, фактически оккупировавшим Газу более 15 лет назад, майская война нынешнего года с еврейским государством, растянувшаяся на 11 дней и завершившаяся в ночь с 20 на 21 мая с.г. в 7:00 рм по нью-йоркскому времени или в 2:00 ам по ближневосточному. Учитывая, что все фактические перипетии этого противостояния свежи в нашей памяти, не будем повторяться, а заострим внимание лишь на трёх вопросах: 1) Что послужило причиной этого очередного жестокого конфликта, отбросившего и без того жалкую инфраструктуру Газы на десятилетия назад, и нанесшего, помимо всего, тяжкую психологическую травму населению Израиля; 2) Каковы возможные ожидаемые последствия этой войны, к каким переменам в расстановке противоборствующих сил она способна привести? 3) Реально ли рассчитывать на установку длительного стабильного мира в регионе или же это очередное затишье перед новой бурей?

Судя по всему, причин последней ничем не спровоцированной агрессии ХАМАСа много и самых разных. К сожалению, не последнюю роль сыграл фактор затянувшегося в Израиле политического кризиса, выразившегося в публичном, ничем не прикрытым, лишённым даже чисто внешних приличий, противостоянии между людьми, наделёнными властью и отчаянно борющимися то ли за сохранение этой власти, то ли за ещё более престижные кресла, то ли в целях компрометации и недопущения к ней конкурентов. Причём делается это чаще всего на грани фола, то есть открытом нарушении действующих законов и правил, включая нравственные нормы.

Распри, скандалы, нелицеприятные выяснения отношений, недвусмысленная взаимная ненависть, что в доме, что в семье, что в большой политике, как правило, вызывают дополнительные, порой очень тяжкие социальные последствия, оборачивающиеся временами национальными трагедиями. Хорошо известно, что причинами разрушения и Первого, и Второго Храмов стала ничем необоснованная вражда между евреями.

Аналогичные факты, судя по утверждениям историков древнего мира и не только, спровоцировали гибель более чем 20-ти тысяч учеников рава Акивы в первые годы новой эры. Да и недавняя трагедия, унёсшая жизни 45-ти израильтян на горе Мерон в дни последнего праздника Лаг ба Омер, из той же категории. А разве отсутствие в течение длительного времени в Израиле из-за политических распрей Генерального инспектора полиции и государственного бюджета, из-за чего даже неотложные финансовые проблемы решались вслепую, могло способствовать нормальному развитию и порядку в стране? Ответ очевиден!

Враги Израиля последнее время были серьёзно обеспокоены прорывом политики изоляции Израиля в мусульманском мире в связи с успехами «Соглашений Авраама», инициированных командой президента Трампа. По сути дела, речь шла о начале провала настойчивых 75-летних стратегических и тактических усилий всей международной антисемитской вакханалии, мечтавшей тайно и открыто похоронить идею возрождения еврейского государства, обратить её вспять.

Факты свидетельствуют о том, что взгляды экс-президента США с течением времени претерпевали серьёзную трансформацию, в частности, в результате колоссальных подготовительных усилий, проведённых таким тонким и вдумчивым переговорщиком, каким оказался зять Трампа – Джаред Кушнир. Если на начальных этапах вхождения в тему Дональд серьёзно склонялся к мысли, что без тяжких территориальных уступок палестинской стороне Израилю вряд ли удастся найти общий язык с арабами, то впоследствии, готовясь к реализации «Соглашений Авраама», он в корне изменил свою позицию. Провальная программа «Территории в обмен на мир» оказалась отложенной в сторону.

Вместо неё Трамп встал на путь привлечения в число своих союзников ту часть мусульманских суннитских стран, которые, в частности, опасаясь агрессивных экспансионистских поползновений иранских аятолл, упорно тянущихся к ядерному оружию, гласно и негласно искали близости с Израилем. Тем самым Дональд стремился увеличить число исламских государств, готовых не только к признанию и взаимовыгодному сотрудничеству с Израилем, но и расширению тем самым мирового поля общественного влияния, ратующего за упорядочивание отношений с еврейским государством.

За короткий отрезок времени, год-полтора, Трампу удалось сделать то, о чём даже не могли предположить лидеры многих ведущих стран, пытавшихся в течение десятилетий положить конец опасному ближневосточному конфликту. Уже, прощаясь с Белым домом, Дональд получил принципиальное согласие от руководства крупнейшей мусульманской страны - Индонезии с населением в 275 миллионов человек на подписание «Соглашений Авраама». К тому же на очереди в стадии активной разработки стояли ряд других стран, где целенаправленно шёл процесс зондирования почвы и создания благоприятных условий для их вступления в число сторонников «Соглашений Авраама».

На чём основывался успех этого гигантского судьбоносного по значимости проекта? На двух столпах. Во-первых, на гибком и рациональном представлении заинтересованной стороне всей целесообразности и полезности установления взаимовыгодных отношений с Израилем, в результате чего на задний план отступали привычные религиозные, политические и прочие предрассудки, держащие веками в своих тисках умонастроения многих людей, подпитывающих, в частности, антисемитизм. Во-вторых, Трамп, понимая огромную глобальную значимость своих действий, будучи по складу своего мировоззрения бизнесменом от Б-га, не скупился на щедрую материальную поддержку своего ближневосточного политического проекта.

К сожалению, смена хозяина Белого дома привела к тому, что всё вернулось на круги своя. Нет, никто не решился в новой администрации Белого дома до сего дня публично отвергнуть «Соглашения Авраама», но они перестали быть приоритетными во внешней политике США, перешли как бы в категорию вчерашнего ничем не примечательного события, вновь обросли левацкими предубеждениями. На авансцене опять замелькал «удобный» в определённом смысле для «всех» престарелый и непотопляемый Махмуд Аббас, отказавшийся от приближающихся и назревших выборов президента т.н. ПА, якобы по вине Израиля запрещённых в Восточном Иерусалиме. Хотя истинная причина иная: явный факт, что в случае выборов ХАМАС стал бы полновластным хозяином и в Рамалле, поставив точку на многолетней политической карьере Аббаса, с чем он никак и не может, и не хочет смириться, хотя 15 ноября с.г. ему исполняется 86 лет.

Примерный семьянин, более 60-ти лет проживший с единственной женой Аминой, отец троих успешных сыновей, старшего из которых он потерял 20 лет назад в результате случившегося сердечного приступа, дедушка восьмерых внуков. Человек достаточно состоятельный, вес которого в связи с последней войной нежданно-негаданно пошел в гору. Вся многомиллиардная гуманитарная помощь, направляемая западными странами для восстановления Газы, будет первоначально проходить через руки Махмуда Аббаса, поскольку ХАМАС, как террористическая организация, является для них нерукопожатной, условно выражаясь, «персоной нон грата». Если учесть, что лишь один Катар, не скрывающий своих симпатий в отношении ХАМАСа, выделил для восстановления Газы полмиллиарда долларов, то можно лишь догадываться, какие деньги прилипнут к рукам вороватых чиновников, как в Рамалле, так и Газе.

Четыре года относительного затишья в приграничных с Газой районах Израиля оказались таковыми лишь чисто внешне. Те силы, которые стоят за ХАМАСом великолепно понимали, что Трамп не вечен в Белом доме. Стало быть, игнорирование США «палестинской» проблемы и идей уничтожения «сионистского» образования также имеет предел. С некоторых пор ближневосточный узел для части игроков в данном регионе и не только превратился в своеобразную разменную монету, манипулируя которой они намерены добиваться своих узкополитических интересов. Турция, к примеру, поддерживая и курируя ХАМАС, намерена достичь лидирующего места в мусульманском мире. Тогда как Иран, оплачивая террористические услуги Хизболлы, тем же способом рассчитывает захватить ведущие позиции не только среди своих шиитских единоверцев, которых по численности  всего 15%, но и заручиться хоть какой-то симпатией и поддержкой в кругу традиционных недругов – суннитской части мусульман.

Посему Газа, вынуждено смирившись со своей военной пассивностью при Трампе в отношении Израиля, бросила все усилия на наращивание ракетного потенциала, что ярко проявилось в дни майского противостояния. При этом из Газы, не прекращаясь, шли и идут грозные утверждения типа: «Мы победили, это лишь начало, только цветочки, а ягоды ещё впереди».

Дело в том, что те, кто сегодня олицетворяют облик исламского террора против Израиля, кто не скрывают своих конечных намерений, а именно уничтожения еврейского государства, связали всю свою жизнь и прежде всего материальное благополучие с этой бредовой целью. Ничего иного они делать и не умеют, и не желают. Отсюда, как только забрезжила надежда, связанная с «Соглашениями Авраама», да к тому же один из депутатов Кнессета от арабского списка 47-летний врач-стоматолог Мансур Аббас заявил, что готов войти в новый кабинет министров, это произвело впечатление внезапно разорвавшейся бомбы. Вдохновители недругов Израиля понимали, что процесс, помимо всего прочего, его нравственной легитимации и признания в исламском мире набирает обороты и не за горами тот день, когда станет необратимым. Трамп к тому времени уже не являлся помехой и 10 мая с.г. град ракет полетели в сторону Израиля. Цель очевидная: не допустить, чтобы арабские депутаты Кнессета, прямо или косвенно участвуя в новом правительстве, подтвердили тем самым своё признание «Авраамических Соглашений». Помимо того, истосковавшиеся по шантажу и провокациям, лидеры ХАМАСа, науськиваемые Ираном и не в последнюю очередь Турцией, решили напомнить о себе «сердобольному» общественному мнению о «геноциде гонимого палестинского народа». Тем более бюджет Газы к тому моменту оказался в плачевном состоянии.

Виновным, разумеется, был в очередной раз назначен Израиль: арабская диаспора, особенно, в европейских странах потрудилась на славу. Хотя следует признать, что лидеры крупнейших мировых держав вынуждены были громогласно признать, что «Израиль имеет полное право на защиту от агрессии», благодаря чему Газа получила достойный урок, который, судя во всему, запомнится надолго. 

Одним из наиболее проблематичных и стратегически опасных факторов последнего конфликта явилось неожиданное участие некоторой части арабских граждан Израиля, особенно из числа молодёжи, в дебошах, саботаже и преступлениях против еврейского населения страны, что вызвало  ответную реакцию с противной стороны. Запахло гражданской войной. Если при этом учесть, что на 9-ти миллионное население Израиля порядка 7-ми приходится на его еврейскую часть, а 1 миллион 900 тысяч на арабскую, то станет более очевидным, насколько опасно и нежелательно подобное развитие событий. Ведь речь идёт о людях, живущих годами по соседству, совместно работающих и т.д. К тому же это случилось впервые за 73 года существования возрождённого Израиля. Что послужило причиной столь неожиданного выпада, особенно при учёте многих льгот материального, правового, да и морального характера, узаконенных еврейским государством для своих арабских граждан? К тому же хорошо известно, что значительная часть арабских жителей страны в случае размежевания и различных вариантов возможного трансфера высказывали пожелания остаться в составе еврейского государства.

Если исключить сиюминутные, перманентные поводы, приведшие якобы часть арабских жителей страны в ряды антиеврейских погромщиков в недавней войне, типа выселения нескольких арабских семей по решению суда из самовольно занятых ими жилищ в Восточном Иерусалиме или   запрет там же властями выборов нового главы ПА, то картина представляется малоутешительной. Слишком очевидны признаки взаимного неприятия двух народов, хотя и зачатых от одного корня, но прошедших по разным дорогам истории, в результате чего влились во многом в абсолютно несовместимые цивилизации. К примеру, одним из условий прихода Мансура Аббаса в новый кабинет министров является запрет в Израиле гей-парадов, раздражающих арабскую публику.

Если к тому же припомнить, что потеря в феврале 1979 г. Америкой Ирана связана, в частности, с неготовностью иранских масс принять западный образ жизни, упорно культивируемый США, что послужило основной причиной прихода к власти исламских радикалов со всеми вытекающими отсюда плачевными последствиями. Где выход, тем более, когда речь идёт о национальных чувствах социальных общностей по тем или иным причинам несовместимых между собой даже в рамках федеративного государства, что порой выливается в физическое противостояние? Недавний распад Югославии, да и СССР, в определённом смысле, наглядное тому свидетельство.

А разве опыт благополучных США, где в последнее время ставится под сомнение продуктивность идеи «плавильного котла», якобы способного нивелировать этнические, национальные и религиозные различия между людьми в рамках т.н. «этнической мозаики», не есть ещё одно тому свидетельство? Каково будущее Израиля, особенно на фоне только что приостановленного очередного кровавого противостояния между двумя народами, один из которых при фактическом попустительстве мирового общественного мнения не скрывает своих конечных преступных планов?

История доносит до нас факт, что султан-глава Османской империи на рубеже 19 и 20 веков, наблюдая за притоком евреев в подмандатную его стране Палестину, предложил им создать на этой территории своё государство. Условие одно: погасить долги империи. К сожалению, таких средств у евреев не нашлось, и вопрос оказался закрытым. Но идея, судя по всему, многим запомнилась. В частности, Трампу, который прежде всего приостановил поток бесконтрольных миллиардов, идущих в том числе в Газу и ПА, частично бесследно пропадающих в чиновничьих кулуарах и в значительной массе направляемых на бредовую идею уничтожения еврейского народа, но никак не на облегчение участи своих подопечных.        

Трамп под широкую реализацию «Соглашений Авраама» готов был предложить для начала 50 млрд. долларов. Думаю, в случае успеха сумма была бы увеличена. Не случайно Джаред Кушнир после ухода Трампа из Белого дома создал неправительственную организацию, призванную в дальнейшем развивать идеи «Соглашений Авраама», готовя почву для расширения круга исламских государств, присоединяющихся к этому историческому документу.

Среди более чем 320 млн. населения арабских стран, окружающих Израиль, включая его арабских граждан, немало тех, кто жили и готовы жить дальше в мире и согласии со своими еврейскими соседями. Те же, кому это претит или не подходит по тем или иным причинам, могут получить соответствующую «подъёмную сумму» и перебраться в другую страну, причём не вслепую, а организованно, по заведомо определённой программе.

Чувствую всеми фибрами своей души, что на сегодняшний день это одна из наиболее рациональных возможностей приблизиться к решению  затянувшейся взрывоопасной политической проблемы, отягощающей ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и в глобальных масштабах.

В.КАНДИНОВ