АМЕРИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БУХАРСКОГО ЕВРЕЯ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

Начнём с выяснения, для большей включённости в тему, сущности понятия «социальный портрет». Широкой аудитории сегодня больше знакомо понятие «селфи», т.е. автопортрет, которыми увлекаются практически все земляне, владеющие айфонами. Что касается «социального портрета», то это научное определение аккумулирует в себе содержание профессиональной деятельности, её мотивы, социальные настроения, даёт личностные оценки человека, с учётом характеристики среды обитания, а также тех задач, которые перед ним стоят.

Читатель в праве спросить, какой резон заложен в этих знаниях, что конкретно за ними кроется и что конкретно смогут приобрести, в частности, читатели нашей газеты, овладев данной информацией? В нормальных экономических условиях, а таковые сегодня способна обеспечить лишь рыночная система, развивающаяся на демократическом фундаменте, настроение человека, его отношение к труду и степень удовлетворённости им  являются одним из важнейших условий процветания общества. Познавая слагаемые социального портрета нашего небольшого этноса в американских реалиях, мы надеемся  заглянуть в перспективы его развития на ближайший, а возможно и достаточно отдалённый отрезок времени.

Главная наша задача – выявить тенденции этого социального явления, что позволит с достаточной  степенью достоверности ответить на два сакраментальных вопроса: 1) куда мы пришли, к какой социальной точке за 30-40 лет американской иммиграции; 2) удастся ли нам сохранить здесь свою этническую социальность; если да, то какой ценой и во имя чего, учитывая обостряющуюся, в частности, гендерную разноголосицу и резкую общественную поляризацию страны, особенно в последние 5-6 лет.

В.К.: - Начнём, как это чаще делается, с приятных, обнадёживающих моментов, подтверждающих тезис, что бухарская иммиграция сумела достаточно быстро и успешно адаптироваться в новой стране. Хотя почва здесь далека от идеальной и предъявляет повышенные требования к каждому новичку, переступившему порог Америки и расчитывающему добиться своего достойного места под солнцем, каждый клочок которого может быть завоёван лишь в результате жёсткой конкуренции. На Ваш взгляд, уважаемый раббай, чем можно объяснить, что малочисленная бухарская община (экспертные оценки её нынешнее число определяют в 60 тыс. человек, 40 из которых проживают в Нью-Йорке, остальные же расселились по двум десяткам штатов) уже в первом поколении успела твёрдо и уверенно подняться на ноги и добиться заслуженного общественного признания в стране. Тогда как, по мнению американских социологов, более чем двухвековой эмигрантский опыт свидетельствует, что лишь третье поколение добивается здесь достаточной материальной стабильности. Чем Вы можете объяснить истоки этого различия?

Рав И.Ш.: - Корни этого являения уходят далеко вглубь еврейской истории, свидетельствуя о врождённом генетическом упорстве нашего многострадального народа. Уместно сегодня напомнить, тем более что нас отделяют буквально несколько дней от Песаха, великого праздника, связанного с исходом евреев из Египта. Именно эта веха в нашей судьбе заложила в национальный еврейский характер ту силу и упорство, которые дают о себе знать и в новейшей истории.

Те 600 тыс. взрослых еврейских мужчин, не считая женщин и детей, рискнувших покинуть Египет почти 3500 лет назад, естественно должны были обладать высочайшей физической подготовкой и мотивационной уверенностью, ибо выдержать сорокалетнее блуждание по пустыне, даже во имя освобождения от рабства, мог далеко не каждый претедент на этот решительный шаг. Именно с того момента начался длительный процесс формирования сильного и целеустремлённого  еврейского характера, обусловленного горячим стремлением к достижению  поставленной цели. На пути к которой пришлось пережить и разрушение двух Храмов, и массу перманентных войн, и геноцид, и изгнания, и систематические беспрецедентные ущемления национальных и религиозных прав. А Холокост, а многовековая борьба за возрождение Израиля, и самое главное – за его сохранение, продолжающиеся, не умолкая, по сей день.

В.К. : - Позвольте напомнить несколько примечательных цифр, вписывающихся в канву этого разговора. Если бы нашему народу не пришлось столкнуться с теми глобальными бедами, о которых Вы только что упоминули, то сегодня на земле было бы, судя по подсчётам авторитетных учёных, не 14,2 млн. евреев, а 800 млн. До Второй мировой войны в мире насчитывалось 16,3 млн. евреев, из которых в Европе – 9 млн. Сегодня число европейских евреев не превышает один миллион, тогда как в Израиле за последнее 70-летие их число возросло в 10 раз, достигнув почти семи миллионов. Следом идут США, где еврейская диаспора насчитывает 5,5 млн. По сведениям ХИАС ныне евреи проживают в 110 странах мира. Стало быть рассеяние, зачатое тектоническими сдвигами в судьбах еврейского народа два тысячелетия назад, продолжает напоминать о себе по сей день. Несмотря на наличие своего национального государства, ставшего одним из центров противостояния не только между политическими игроками на международной арене, но и вечно здравствующего глобального антисемитизма.

Рав И.Ш.: - Эти печальные факты из истории не выбросишь. Но с другой стороны, именно эти цифры помогают понять истоки еврейской стойкости и упорства в преодолении жизненных трудностей. Представим себе небольшую  бухарскую еврейскую общность, которая в мгновение ока оказалась перемещенной  из одной социальной среды в совершенно иную, принципиально отличительную, с чужим языком, культурой и политическим устройством. Остаётся далеко невыясненным до конца вопрос, каким образом, за счёт какого потенциала эти люди смогли переродиться и столь успешно войти в нормальную жизненную колею в новой, но поначалу абсолютно чужой стране?

В.К.: - Этот вопрос содержит два  тесно связанных между собой аспекта. Первый – экономический и второй – социальный. Это условное разделение очень важно для оценки перспектив нашего этноса на американской земле. Как не парадоксально это звучит, но ни что иное как многолетняя советская школа хозяйствования сыграла важную роль в успешной экономической адаптации бухарского этноса на земле Америки.

Не путает ли что-либо автор подобных утверждений? Ведь порочная в своей основе советская политическая система, замешанная на «ничейной» собственности и абсолютно безнаказанном господстве партийной номенклатуры, искалечила судьбы не одного поколения.Некий её, условно выражаясь, созидательный момент, проявившийся в судьбах бухарской иммиграции, связан с тем, что волей-неволей бывшие советские люди привыкли искать не только праведные, но нередко и неправедные пути во имя обхода абсурдных законодательных преград, сдерживающих хозяйственную инициативу человека. Советская власть воспитала особую разновидность управленцев, предпринимателей и коммерсантов, которые, балансируя на грани фола, обходя абсурдные законы, рискуя свободой, а зачастуя и жизнями, искали способы выжить и в огне, и в воде.

Оказавшись в Америке, где личная инициатива стимулируется всем общественным укладом, а аккуратное следование налоговому законодательству и благотворительность служат самым надёжным трамплином для социального взлёта, выходцы из бывшего Союза проявляют чудеса деловой смекалки. Обладая врождённым удивительным трудолюбием, коммерческим стилем мышления, наши соплеменники сумели освоить массу новых профессий в области компьютерных технологий, медицины, права, пользующиеся повышенным спросом на рынке труда. Ими открыты сотни самых различных бизнесов и офисов, торговых заведений, ресторанов, салонов красоты, мастерских, строительных компаний, успешно конкурирущих с местными профильными заведениями.

Вместе с тем община с первого мгновения ощутила немало непривычных сложностей и проблем в сфере семейных отношений, в результате чего оказались разбитыми многие личные судьбы, последствия которых напоминают о себе по сей день.

Рав И.Ш.: - Это действительно так, ибо тема семьи для нашей иммиграции оказалась, особенно на первых порах, слишком обострённой. Сложности новой жизни подкосили не только часть семей, проверенных на прочность годами совместной жизни и общими детьми, но и тех, кто, столкнувшись лицом к лицу с материальными проблемами, поисками подходящей работы, непривычным переделом сферы лидерства между мужьями и жёнами, принимали поспешные решения. Мне хорошо помнится первая половина 90-х годов прошлого века, когда суток не хватало для улаживания семейных конфликтов, многие из которых, оказываясь в полосе бескомпромиссности, приводили к крушению многих семейных очагов без видимых серьёзных оснований.

В.К.: - Изменилась ли ситуация с течением времени, если да, то в силу каких причин? И попутно ещё один вопрос: охарактеризуйте, пожалуйста, положение вещей, сложившихся в рамках нашего семейного этнического бухарского пространства и насколько неординарная атмосфера Америки оказывает влияние  на его состояние?

Рав И.Ш.: - Конечно, стремительно пролетевшее последнее тридцатилетие для новых американцев бухарского происхождения во многом оказалось судьбоносным. Никогда ещё этот малочисленный этнос не поднимался на столь значительную социальную высоту как за указанный отрезок времени в США. Стабилизация материальной атмосферы, широкая приверженность к религиозным традициям, выразившаяся, в частности, в появлении более 35-ти новых культурно-религиозных Центров лишь в одном Нью-Йорке, в значительной степени способствовали былому укреплению семейных уз и как бы новому осмыслению всей незаменимой ценности, присущей здоровому и скреплённому любовью брачному союзу.

В.К.: - Хочу предположить, что, видимо, этому возрождению способствовали какие-то чисто американские или, возьмём шире, западные предпоссылки, а не только растущее материальное благополучие бухарской общины и взлёт пристижа религиозного общественного сознания, чего мы никак не можем отрицать.

Рав И.Ш.: - Недаром говорят, что нет худа без добра. Осваиваясь в новой стране, наблюдая за её культурой, бытом, образом жизни, даже сторонний наблюдатель не может не обратить внимание, что при всех её достоинствах, богатстве и изобилии, оказались утерянными очень многие нравственные ценности, привычные, в частности, для нашего этноса.

В.К.: - Вы абсолютно правы, поскольку чем выше уровень материального достатка, чем больше соблазнов окружают человека, тем ниже опускается моральная планка общества. Это как бы два сообщающихся сосуда: по мере возвышения одного неизменно опускается уровень наполняемости, содержимого в другом. Иными словами речь идёт о проявлении общесоциологического закона, безудержное действие которого остановить невозможно. Да и примеров тому бесчисленное множество. Та же самая модная ныне на Западе т.н. политкорректность, свобода, трансформируясь во вседозволенность, деформируют демократические устои общества, способствуя безудержному разгулу безотцовщины, преступности, выступающей в личине борьбы с фашизмом, расизмом, сексизмом и т.д.

Рав И.Ш.: - Именно так. Один из сильнейших ударов, нанесённых за последние несколько десятилетий так называемой «демократией» наизнанку, воцарившейся в западном обществе, является  потеря, в частности, былого престижа семейных ценностей. В США ныне каждый второй брак повторный, а продолжительность первого союза не превышает восьми лет. В минувшем году число детей, родившихся в неполных семьях, превысило одну треть. Это ли не подлинное бедствие социальных устоев общества, щупальцы которого нещадно подпитывают стремительный бум наркомании, преступности, безотцовщины, размывающие, в конечном итоге, возможности воспитания здорового поколения, способного взять на себя ответственность за будущее своей страны.

В.К.: - Ваша тревога и опасения вполне понятны и оправданы. Тем более, если учесть, что молодёжь очень восприимчива к подобного рода явлениям. Мы, прожив основную часть своей сознательной жизни в другой стране, никогда не слышали ни о т.н. «гражданских» или «гостевых» браках, ставших очень распространённым и модным брендом на западном брачном пространстве. В результате безнадёжно страдает, если окончательно не рушится, институт ответственности за подрастающее поколение, лишившееся действенной государственной и правовой защиты в условиях, когда незадачливые  биологические горе-родители, не желают задуматься о последствиях своей беспутной жизни. Как спрятаться от этой беды, как уберечь себя и детей от этого беспредела? Ведь живём мы не в безвоздушном пространстве.

Рав И.Ш.: - Мне, как религиозному деятелю, представляется, что наиболее эффективным средством на пути этого безрассудства может быть  лишь близость к Творцу. Никак нельзя назвать случайностью тот факт, что в течение последних двух десятилетий в Нью-Йорке стали успешно функционировать более 35 бухарских культурно-религиозных центров и две крупные иешивы. Если лет 15 назад иешива «Шаарей Цион Охель Браха» при Центре «Бет Гавриэль» начинала свою деятельность с 60 студентами, то сегодня в её стенах обучаются более 600 детей от дошкольного возраста до high school. Настолько высок авторитет еврейского образования, которое помимо всего вселяет надежду уберечь детей от тлетворного влияния улицы и тяжких изгибов современной западной цивилизации.

В.К.: - Как бы сегодня относительно не устоялась ситуация вокруг семейных проблем, тем не менее достаточно остро стоит этот вопрос в среде нашей молодёжи, значительная доля которой годами не решается пойти под хупу. То и дело встречаешь либо слышишь от знакомых, друзей и родственников о потенциальных женихах и невестах в возрасте от 25-35 лет и старше, которые откладывают год за годом вопрос создания семьи. Что это за новое малопонятное явление, где его корни и как преодолевать этот своеобразный синдром «обета безбрачия» ?

Рав И.Ш.: - К сожалению, это, действительно, тревожный сигнал, за которым видны чаще хорошо образованные молодые люди, вполне самостоятельные, уверенно стоящие на ногах, но по разным причинам утверждающие, что пока не встретили того самого единственного и желанного. Беспокоятся родители, близкие, друзья, знакомые, что делу и решению вопроса никак не способствует. А время то бежит...

В.К.: - Судя по мнению американских ученых, первые браки на Западе, включая Америку, значительно «постарели» за последние годы и ныне пребывают на уровне 31-33 лет. Судя по-всему, не обошла стороной эта проблема и нашу общину. Пора становления, выбора карьеры, определённости беспощадно уносят время. Не успеешь оглянуться – уже 30. Чем старше, тем сложнее сделать выбор, влюбиться – «этот не то, да и та не подходит». Одним словом вопросов порой больше, чем ответов.

Сама атмосфера в современном западном социуме, пронизанная духом «перевёрнутой с ног на голову демократии», развращая общество, приводит к проникновению в сознание немалой части молодёжи неправильных взглядов на брак и семейные отношения. Тем не менее выход из этого лабиринта должен быть найден.

Рав И.Ш.: - Давайте попытаемся наметить некоторые шаги в данном направлении. Мне думается, что очень многое в этом вопросе зависит от семьи, в которой растут дети. Тот факт, что процент разводов в среде семей близких к Б-гу не превышает ныне 2-3%, говорит сам за себя. Старшее поколение мудро ориентирует своих детей на ранние браки, даже в случаях, когда те встают на путь получения серьёзного многолетнего образования. В подобных случаях старшие часто говорят: «Не волнуйтесь, мы вас поддержим пока идёт учёба». И выйгрыш, как правило, с учётом перспективы, обычно оказывается на их стороне.

Никак не могу согласиться с фактом, что нередко брак считается удачным и счастливым, когда главным критерием выступает материальная сторона. Никто не спорит, что роль доллара в нашей жизни занимает важное место. Но когда «золотой телец» и размер обручального кольца становятся предметом разногласий и споров между сторонами, понять невозможно. Приоритет в данном вопросе не только на стороне «головы» - разума, трезвого видения с кем человек намерен связать свою судьбу один раз и на всю жизнь, но и «сердца». Сигнализирует ли оно соответствующим образом при виде избранника или избранницы. А здесь уже никак не обойтись без утверждений, что любовь – это прежде всего стремление и умение давать, делать, проявлять заботу, видеть и чувствовать, что тревожит или радует того, кто стал родным человеком на всю жизнь. Имено об этом я и реббицин Эстер говорим на своих уроках с теми, кто готовятся идти под хупу.

В.К.: - Думаю, уважаемый раббай, что в рамках газетного материала мы сумели в достаточной мере нарисовать общую картину, характеризующую динамику развития социального портрета бухарского еврея, применительно к условиям Америки. Логика вещей подсказывает, что заключительная часть наших суждений требует конкретизации этого образа, нуждающегося в большей предметной определённости.

1.Сегодня невозможно представить социальный облик нового американца бухарско-еврейского происхождения без той приверженности своим исконным религиозным и этническим ценностям, которые олицетворяют его поведенческую сущность, включая подсознание;

2.Вполне справедливо восприятие Америкой бухарского общества как относительно закрытого, поскольку оно упорно стремится сохранить свою потомственную индивидуальность во имя ограждения молодого поколения от вредоносного воздействия современной западной цивилизации, включая прежде всего распад традиционных семейнных ценностей;

3.Одной из определяющих и ярко выраженных социальных черт бухарского еврея служит генетическая потребность самопроявления и самоутверждения в энергичной и эффективной трудовой деятельности и неугомонном поиске новых сфер приложения личных усилий, соответствующих динамике спроса и потребления на рынке труда;

  1. Наметились явные изменения в социальной структуре бухарцев, многие поколения традиционно занятых в сфере ремесленного труда и бытового обслуживания. За последние годы, благодаря поддержке старшего поколения, из их среды выходят большое количество молодых талантливых врачей, компьютерщиков, адвокатов, архитекторов, бухгалтеров и т.д.;

5.Следует особо подчеркнуть, что американские условия явилась плодородной почвой, взрастившей из бухарского этноса большую плеяду талантливых бизнесменов, включившехся в активную благотворительную деятельность. Благодаря их усилиям систематически реализуется большое число значимых социальных проектов, что вкупе способствует появлению новых известных имён из числа видных общественных деятелей;

6.Отличительной особенностью бухарского еврея служит врождённая бережливость, генетическая способность правильно распоряжаться каждым заработанным центом (покупка недвижимости, вложения в «головы» своих детей, внуков, достаточно скромный  неброский образ жизни), оперативная смена видов детяльности по необходимости. Исходя из принципа, что опасны не растущие расходы, а низкие доходы;

  1. Никогда ещё наш этнос не поднимался на столь значимую социальную высоту, как в течение последних 30-40 лет в США, и в способности создавать успешные бизнесы, а значит и в возможностях вести достойный образ жизни. Вместе с тем наблюдается в среде определённой части общины некоторое излишнее внимание к непомерным окружающим соблазнам, зачастую неоправданно мешающее созданию и сохранению надёжных семей.

Позвольте выразить Вам, уважаемый раббай, признательность за плодотворное сотрудничество в надежде на его дальнейшее продолжение.

В.Кандинов