ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАВИРУСА: ОТ ГЛОБАЛЬНЫХ ДО СЕМЕЙНЫХ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Истории известны многочисленные факты тяжелейших пандемий, принёсших человечеству неисчислимые бедствия, включая массовые жертвы. По меньшей мере за минувшие две тысячи лет по земле прокатились два десятка страшнейших инфекционных цунами, оставивших без признаков человеческой жизни множество регионов планеты, выкосив сотни миллионов жертв. Нынешний коронавирус, уже свирепствующий на земле порядка полугода, породил бесчисленное множество гипотез о своём присхождении. И хотя он не идёт, к счастью, ни в какое сравнение с многими былыми по сути бедами вселенского масштаба, тем не менее вызвал к жизни не мало сложных последствий, не только перевернувших с ног на голову жизнь людей, но и внесший в неё массу очень не простых проблем и вопросов.

Судя по всему, должно пройти немало времени прежде чем человечество сумеет осмыслить суть произошедших, происходящих и вероятностных, возможных последствий нынешней пандемии. Начиная от вопроса источника её происхождения и стремительного распространения по земле и кончая тем, что жизнь людей скорей всего уже никогда не вернятся в прежнее русло.

Вообразим себе на мгновение ситуацию, когда в считанные дни человечество было поставлено на колени, к тому же оказалось взаперти, в состоянии т.н. «предписанной законом социальной изоляции и дистанцирования», когда миллионы людей были отправлены по домам без права покидать свои жилища. Когда опустели обычно многолюдные улицы и проспекты больших и малых городов и не только, когда встречаясь на тротуарах, мы кидаемся в противоположные стороны с тем, чтобы ненароком не подхватить смертельно опасную «корону». Лица закрытые масками, плюс зачастую пластиковыми щитами, кисти рук, облаченные в полиэтиленовые перчатки всё в тех же целях: не дотронуться, не коснуться, не говоря уже о посещении чьих-либо квартир с целью общения и т.д. Одним словом полная самоизоляция, не беспричинные страхи, примешанные к истерии, нагнетаемые СМИ, вынудившие население двухсот больших и малых стран принять с той или иной мерой ответственности опасность, исходящую от доселе неизвестного, не исключенно модифицированного и прошедшего стадию неоднократной мутации «симпатичного кругленького на вид зверька с узорными пампушками на поверхности».

Пока что речь шла лишь о видимых «цветочках». «Ягодки» начали заявлять о себе позже, по мере того, как пандемия всё шире и глубже стала опоясывать землян, предъявляя растущие смертельные счета городам и весям, вынося на экраны телевизоров всю трагичность ситуации, охватившей мировую цивилизацию первой четверти ХХI века. И что более всего ввергает человека порой в состояние безысходности и психической прострации – это отсутствие достоверно подтверждённой информации о перспективе развития эпидемии коронавируса, о вероятности её повторного возвращения с приходом, в частности, осенних простудных заболеваний в тех или иных непредсказуемых модификациях. Это при нынешнем то высоком уровне науки и медицины, когда вопросы множатся быстрее чем ответы.

Начнём с того, что оказалась распластанной и поверженной мировая экономика. Уровень безработицы подскочил до критических отметок, сопоставимый с самыми разрушительными экономическими кризисами последнего столетия. Нет сферы жизни куда бы безжалостно не вторгся всесильный вирус, начиная с обвала фондового рынка, резкого падения деловой активности, никогда прежде не виданного срыва цен на нефть к минусовому уровню. Закрылись границы между странами ЕС, прервалось авиасообщение между континентами. Опустели школы, детсады, университеты, приостановилась культурная и спортивная жизнь. Мир замер в неведении и недоумении: куда катимся, что будет, что ожидает человечество. Паноптикум, социальный колапс и только, что-то невероятное, прелюдия к фильмам ужасов.

Не сгущая более красок, заметим, к счастью, всему бывает начало и приходит конец. При всей коварности, непредсказуемости и разрушительной мощи короны беда пошла на спад. Где ближе, где дальше, где зримей, где менее заметно и ощутимо забрежал свет в конце тоннеля. Страны, регионы, штаты нашей страны, кто уверенней, кто осторожней, с оглядкой, постепенно начинают выходить из карантина. Даже в США, где пандемия превратилась в откровенное средство травли президента Трампа, в последнюю надежду демократов изгнать его из Белого дома и недопустить победы на предстоящих 3 ноября с.г. очередных выборах, эпидемия поставила в полный рост не только проблему возможных в перспективе вариантов преодоления этого и подобных страшных недугов.

В данной связи не может не идти речь о возможных в будущем модификациях короны в результате её непристанного мутирования. И, разумеется, что очень серьёзно и значимо, о конкретике социально-экономических последствий эпидемии, в том числе, психических и психологических.

Человечество сегодня никак не может обойти стороной, не задуматься на фоне нынешней пандемии, являющейся фактически прообразом возможной беспрецедентной биологической войны, насколько оправданы нынешние буквально сумасшедшие инвестиции в оборонные бюджеты, в развитие военных ядерных и космических технологий. Ведь «маленький вирусочек» типа короны, с копейку ценой, случайно или намеренно оказавшийся в гуще людей, на фоне триллионных затрат на разработку моделей ведения современных звёздных войн, способен, оставив в неприкосновенности всё разнообразие инфраструктуры, истребить человечество как вид.

Возникает вопрос о целесообразности этих умопомрачительных затрат даже при условии необходимости создания т.н. «атомных зонтиков» в качестве престерегающей и устрашающей силы против потенциальных агрессоров. С одной стороны, последние ¾ века никто в мире не решался воспользоваться возможностями ядерного оружия во имя достижения своих амбиций, осознавая всю необратимую безысходность ответного удара. Но ценой каких неумолимо растущих затрат и скопления сотен видов сверхразрушительного оружия, способного десятки раз уничтожить планету по имени Земля.

При том, что в мире не только не ликвидированы ни нищета, ни голод, ни болезни и масса иных социальных язв, провоцирующих локальные войны, террор и иные беды, отравляющие жизнь людей.

Не берусь судить, что в современном опасном мире, начинённом с многократным избытком бесчисленным количеством разрушительного оружия, более «рационально» для сдерживания военных конфликтов с применением неконвенциональных средств ведения боевых действий: ядерных видов или биологических? И то «хорошо» и это. Другое дело, что нынешняя пандемия, словно робкая незначительная малюсенькая иллюстрация, продемонстрировала, как в момент человечество преклонило колени перед таким, на первый взгляд, «непрезентабельным сморчком», вдруг неоткуда возникшем короновирусом. Может быть, при соответствующих договорённостях между заинтересованными

сторонами возникнут реальные условия для сбалансирования сил сдерживания между ядерными и космическими войсками, с одной стороны, и биологическими, с другой?

Нынешняя пандемия, мне думается, выводит эту тему из разряда чисто гипотетических в прикладную, требующую пристального внимания мировой общественности.

В течение последних двух-трёх месяцев очень многие работники, отправленные в карантин, трудились из своих жилищ, как говорится, on line, пользуясь возможностями компьютерных технологий. Подобным же образом, без малейшего ущерба для дела, проводились самые различные совещания, рабочие встречи, не имеющие абсолютно никаких ограничений по степени своей важности и актуальности. Тем самым пандемия самым активным образом вмешалась в условия и характер труда человека. И не только это или, как говорится, нет худа без добра.

Практика работы из дома существует не первый день. Она удобна, а потому используется достаточно широко из целого ряда сугубо практичных соображений. На сей раз, учитывая массовость явления, продиктованного пандемией, возник вопрос о целесообразности как организационной, так и финансовой, узаконить для определённой части работников компаний, корпораций, банков и т.д. самых различных звеньев возможность исполнять свои служебные обязанности исключительно из дома – места проживания. «К чему дважды в день тратить дорогое время, бензин, немалые деньги, чтобы добраться до места работы утром, порядком уставшим, в нервном напряжении, а вечером тем же способом возвратиться домой в конец измученным, тем более, если речь идёт о крупных мегаполисах, коих сегодня более чем предостаточно в развитых странах». Такова логика суждений, которая всё громче звучит из уст владельцев самых различных подразделений инфраструктуры, в частности, США.

Однако эта проблема помимо колоссальной экономии средств за счёт рента производственных помещений имееет ещё один немаловажный срез. Каждый год, к примеру, бюджет штата Нью-Йорк пополняется на 50% за счёт налоговых отчислений за аренду недвижимости в Манхеттене под производственные нужды. Если учесть, что бюджет этого штата пребывает систематически в состоянии финансового дефицита, то станет более понятным, чем обернётся для него ситуация, если произойдёт даже частичное сворачивание налоговых поступлений по статье рента недвижимости. Более очевиден и тот факт, что вероятные изменения подобного рода вызовут к жизни тенденцию снижения стоимости недвижимости, причём не только в Манхеттене.

Особым рефреном сегодня звучит тема осложнения отношений в семьях на почве карантина, приведшего к росту числа разводов, домашнего насилия и т.д. Проблема семьи в русскоязычной иммиграции в целом и бухарской, в частности, с первых мгновений пребывания в новой стране стала притчей во языцех из-за сложностей адаптации, неустроенности, материальных невзгод. С годами страсти поутихли, люди успешно приспосабливались к новой жизни, а вчерашние иммигранты, уверенно осваивая страну, становились одной из её достойных и самодостаточных частиц.

Пандемия внесла свои коррективы в эту атмосферу. Израильские социологи, к примеру, зявляют, что на почве вынужденной самоизоляции и роста числа безработных, количество разводов в стране возросло на одну треть, подскочила вверх и кривая домашних насилий. Это при том, что еврейские семьи традиционно считаются достаточно стабильными. Однако закрытое пространство, постоянные вынужденные соприкосновения по самым разным поводам, видимо, для части людей превращаются со временем в тяжкое испытание, особенно там, где совместимость и до того была, как правило, не на должном уровне.

В обстановке подобного рода чаще появляются поводы для самокопания, не очень приятных воспоминаний, каких-то обид, взаимных претензий, когда достаточно даже малейшей искорки для выхода эмоций из-под контроля. Имеются ли проверенные средства для избежания подобного рода взрывоопасных конфликтных ситуаций? Конечно.

Не следует забывать, что самоизоляция – это не очередной отпуск, а вынужденная мера, требующая строго осознанного и рационального планирования нежданно-негаданно свалившегося свободного времени, тем более, когда рядом находятся дети, далеко не всегда понимающие, почему они не ходят в школу и на детскую площадку для развлечений. Самым эффективным способом для взаимного умиротворения с домочадцами и создания доброжелательной атмосферы служит занятость, намеченный план работы по домашнему хозяйству. Да мало ли что и как – сотни вариантов.

Согласитесь, что в каждом доме или апартменте найдутся тысячи дел, до которых годами не доходили руки, начиная от уборки разного масштаба, наведения порядка в шкафах, покраске, переборе семейных фотографий, к которым руки не прикасались годами и т.д и т.п. Самое важное – это суметь увлечь детей каким-то полезным занятием. Отчего, к примеру, не научить девочек печь пироги, что обычно вызывает у них большой интерес, особенно в случаях, когда родители затем не скупятся на похвалы. Всё это и многое другое способствует вероятности устранения столкновений мнжду членами семьи.

Упоминая детей, следует особо подчеркнуть, что в условиях вынужденной самоизоляции это особо сложная тема. Поскольку ребёнок взаперти становится непомерно навязчивым, надоедливым, безделие порой доводит его до изнеможения. Да что говорить, если взрослый человек в подобной атмосфере готов лезть на стену – по себе знаем. Самое важное это убедить себя о полной недопустимости срыва на детей, крика, ругани. Напротив, максимальное терпение, поощрение, поиск вариантов увлечь каким-то нужным полезным делом в зависимости от наклонностей детей, привычек, интересов. В этом то и суть, главный смысл родительской миссии, тем более в ситуации социального вызова.

Тем не менее, каким бы тяжким и во многом непредугаданным своими посылами не оказался нынешний коронавирус, он в основном исчерпал свои возможности и явно катится к закату. Впереди нас ожидает возвращение к нормальной прежней жизни, хотя печать пронёсшейся пандемии скорей всего будет ещё долгое время напоминать о себе. Но как бы не был сложен этот опыт, какие бы печальные воспоминания он не оставил, особенно в сердцах тех, кто потерял своих близких, данная страница человеческой истории поучительна во многих отношениях. Она позволяет приоткрыть завесу над многими тайнами природы и социальных явлений, проникновение в которые выступает ныне условием создания более совершенных защитных механизмов, способных оградить человечество в будущем от тех возможных испытаний, которые ему уготовит завтрашний день.

В.КАНДИНОВ