Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым
Правильное, мудрое, тактичное, деликатное, интеллигентное (можно приводить до бесконечности подобного рода синонимы) выстраивание отношений с окружающими людьми на уровне коллектива, индивидуальные, сугубо личные в семье или по месту работы, да мало ли где, когда–сиюминутные или долговременные – это великое искусство, Б-жий дар, от успешности которых в огромной мере зависит судьба человека, каждого из нас. Наши взлёты, падения, семейное благополучие, взаимопонимание или конфликтность, нетерпимость в отношениях с близкими, родными, коллегами и сослуживцами–да мало ли как и с кем – такова жизнь во всей её красе и непредсказуемости.
Одним словом, ОТНОШЕНИЯ – это искусно сработанный «фигурный ключ от двери», открыв которую человек может оказаться в роли хозяина своей счастливой судьбы, когда ему, если не всё, то очень многое доступно и подвластно. Либо напротив–попасть во власть неудач, непрекращающихся перманентных испытаний, когда жизнь становится немилой, а каждый день тянется с неимоверной бесконечностью, не сулящий ни приятных эмоций, ни утешительных результатов. Разумеется, не редки и промежуточные варианты, но это уже детали. Нас волнует упомянутый «фигурный ключ», то бишь как условие построения рациональных, правильных отношений, удобоваримых, вполне устраивающих стороны.
Здесь нет и не может быть абсолютно никаких тайн и секретов, не познанных средств для постижения великой истины, ведущей, либо способствующей вхождению в мир социального благополучия, всего того, что способствует приближению человека к внутреннему самоуспокоению и удовлетворенности жизнью. Другое дело, что многие из нас не успели познать этой истины, её значимости, веса, из-за чего нередко мечемся из стороны в сторону, спотыкаясь на ровном месте, падая и поднимаясь, набивая синяки и шишки.
Между тем, именем этому замечательному, до удивительного простому и в то же самое время великому, опять-таки до простоты (ведь всё гениальное и великое просто) «ключу» от рациональных и правильных отношений, способных постоянно воспроизводиться, служит благодарность. Та самая, под которой подразумевается внутренняя способность человека не только осознавать разумом и ощущать физически всю значимость полученных, либо приобретённых им благ, неважно материального или духовного характера, но и оказаться готовым выразить тем или иным способом, действиями свою ответную позитивную реакцию в адрес благодетеля.
Где, почему, в силу каких объективных и субъективных причин именно в благодарности оказалась заложена такая могучая сила, способная вершить судьбами не только отдельных людей, но и целых народов? Ведь, казалось бы, речь зачастую идёт о малом, о словах признательности или утешения, высказанных по тому или иному поводу, в адрес конкретного лица, коллектива, государственного деятеля, политического лидера, способных обернуться колоссальными последствиями и, как правило, нуждающиеся в ответной реакции, соответствующей месту, времени и адекватного оттенка. К примеру, даже в далёкие времена в традициях восточноазиатской дипломатии существовал специальный этикет – посольства благодарности, которые отправляли государства-вассалы, государству-сюзерену. Делалось это обычно по случаю поднесения дани государству-сюзерену, признания своей зависимости.
Что же это за такой необычный феномен, носящий имя благодарность, как он оценивается современной наукой? Воспользовавшись услугами электронной энциклопедии «Википедии», читаем: «Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное внимание или услугу... Это сложное чувство, возникающее на базе эмоциональной и рациональной оценки происходящего, выражение которого сильно ритуализировано».
Действие этого явления настолько примечательно, что один знаменитый мудрец ещё в древности подчёркивал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей». Эта неимоверная по своей энергии мысль не потеряла и никогда не утратит своей актуальности. В чём же её тайна с позиций еврейских традиций? С этого вопроса началась наша очередная беседа с раббаем Имануэлом Шимоновым.
И.Ш.: – Благодарность, согласно традициям иудаизма,–это ощущение во многом схожее, что вполне естественно и понятно, с общечеловеческими представлениями. Как правило, она выражается в позитивных чувствах признательности за полученное добро и та манера, формы в которые облекаются эти приятные чувства. Помимо этого, иудаизм исходит из того, что благодарность (акарат а-тов, признательность) представляет собой одно из ведущих качеств характера человека, которое он обязан воспитывать в себе с тем, чтобы компенсировать ответным добром и поощрением те блага, которые он получил от Создателя и от окружающих его людей. Формы этих проявлений могут давать себя знать в бесчисленном множестве вариантов.
Достаточно напомнить в данной связи, что синонимами слова благодарность могут выступать бесчисленное множество самых различных чувств и действий, каждое из которых несёт в себе специфическую содержательную нагрузку и оттенки: любезность, великодушие, похвала, гостеприимство, почтение и т.д. То же самое следует сказать об антиподе, антониме, прямой противоположности благодарности – неблагодарности, к великому сожалению, бытующей в общественных и личных отношениях: хамство, наглость, грубость, бесцеремонность, зазнайство и т.д. и т.п.
Кстати, в бухарско-еврейском языке слово неблагодарность произносится как корнамак, состоящее из двух слов: «кор»–«слепой, слепец» и «намак»–«соль», что условно может характеризовать неблагодарного человека, как слепца, не ведающего огромной роли соли в быту. Если, упаси Б-г, за кем-либо закрепилась метка корнамак, не сомневайтесь, перед подобным человеком со столь неприглядным клеймом закроются многие двери, а нерукопожатность будет преследовать его неотступно.
В.К.: – Что же заложило в явление благодарности столь могучую силу, если хотите, власть над людьми? Почему те, кто признают, что долг платежём красен, как правило, более успешны и счастливы, перед ними значительно чаще и проще открываются двери, в которые они стучатся?
И.Ш.: – Всё более, чем закономерно. Судите сами. Ведь первое зло появилось на земле, когда Адам, игнорируя благодарность ниспосланную ему Творцом в связи с появлением Хавы, пренебрёг Его запретом на употребление неугодного плода. Причём, пытаясь снять с себя ответственность за совершённый неподобающий проступок, Адам старается переложить собственноручную вину на Вс-вышнего, что якобы Он, не посчитавшись с мнением первого человека, нарёк ему в спутницы Хаву, якобы склонившую его впоследствии к первому грехопадению. «Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»,–читаем мы в Берешит 3:12.
Вот Вам, пожалуйста, типичный образец перекладывания проблемы с больной головы на здоровую, а по сути библейский пример, свидетельствующий о более серьёзном недуге, когда у персоны атрофировано элементарное чувство долга, что в данном случае явилось первопричиной зарождения на земле злости и неблагодарности, со всеми вытекающими отсюда пагубными и трагическими последствиями для человечества в целом.
Ещё раз хочу повторить: первопричиной этого грехопадения явилась, разумеется, не Хава и, тем более, не Создатель, а отсутствие у Адама чувства благодарности перед Ним за дарованную жизнь и необходимой спутницы в лице Хавы. Именно данный факт положил начало всем бедам и недопониманию между человеком и Творцом, с одной стороны, и людьми, с другой стороны.
В.К.: – Причины, породившие возникновение на земле, греховности, судя по ходу Ваших суждений, настолько очевидны, что не могут не вызвать у нас вопрос: почему этот далёкий библейский урок не стал по сей день предупреждением для людей, испытывающих поныне на данной почве массу тяжких проблем, бед и недоразумений?
И.Ш.: – Поверьте мне, что ничего ни противоестественного, ни удивительнорго в этом усмотреть невозможно. Парадокс, а скорей всего беда заключается в том, что человек усматривает во всех благах и возможностях, предоставляемых ему Создателем, как само собой разумеющееся явление, но отнюдь не долг. Гордыня, самовлюблённость и самоуверенность настолько вошли в плоть и кровь человека, пропитали его тело и нервные клетки, что он без малейших сомнений воспринимает все эти дары, ниспосланные ему Творцом, как манну небесную, принадлежащую ему по праву, данную по определению, а потому ниже его достоинства кого-либо, за что-либо благодарить, чувствовать себя обязанным или в роли должника. Та же самая банальная самоуверенность обуревает очень многих, опять-таки не склонных обременять себя чувствами благодарности в адрес своих ближних, родных, поддержка которых не воспринимается с необходимостью ответных адекватных шагов.
В.К.: – Имеется ли в распоряжении человека какой-либо эффективный достаточно действенный инструмент, способный противостоять этой человеческой слабости, недостатку, порой не только осложняющей его повседневную жизнь, но и вносящую в неё массу проблем, бед, больших и малых недоразумений?
И.Ш.: – Конечно есть, причём проверенный многовековым опытом человека, характером его как общественных связей, так и – с Творцом. Характер отношений с Вс-вышним – это главное условие преодоления упомянутой Вами человеческой слабости.
В ментальности еврейского народа, пестуемой тысячелетиями, отношение к Б-гу имеет особое содержание и смысл. Поэтому, прежде всего, воспитание в каждом иудее необходимости и острой потребности в чувстве благодарности – есть основное условие духовного возвеличивания человека.
Тора настойчиво ориентирует евреев идти по жизни с твёрдым убеждением, что каждый их земной шаг и действие, радости и печали, победы и прмахи – это суть творения Вс-вышнего, неизменно заслуживающие благодарности от тех, кому они оказались адресованными. Мы можем вместе найти подтверждение этому нашему умозаключению в словах великого еврейского мудреца Рамбана, жившего в 12-ом веке, который убедительно подчёркивал: «Ничего другого Вс-вышний не хочет от людей, только чтобы человек знал и благодарил своего Б-га за то, что он его создал».
Тем самым, благодарность помогает неустанно человеку совершенствовать свою деятельность, жить не только во имя личных удовольствий, но и в неменьшей степени во имя улучшения своего характера и поступков.
В.К.: – Многих вероятно не достаточно сведующих людей удивляет и даже коробит, когда мужчина в процессе молитвы, обращаясь с благодарностью к Создателю, говорит: «Преклоняюсь перед тобой, Вс-вышний, Правитель мира, что не сделал меня женщиной», усматривая в этом признак ущемления, как мы привыкли утверждать, прав прекрасной половины общества.
В то же самое время, женщина произносит: «Преклоняюсь перед Тобой, Вс-вышний, Правитель мира, что сделал меня в соответствии с Волей Твоей», как бы дипломатично обходя этот деликатный вопрос стороной.
Не могли бы Вы, раббай, внести большую ясность в этот, на первый взгляд, противоречивый вопрос?
И.Ш.: – В этой части, действительно, порой не могут не возникать вопросы недопонимания. Каким образом и почему женщина, исторически играющая колоссальную роль в благополучии и сохранении еврейского дома, вдруг «опускается» на второстепенное место, поскольку якобы мужчина никак не пожелал бы взять на себя её тяжкое бремя. Однако подобного рода выводы далеки от истины.
Не вдаваясь в физиологические детали гендерного разделения Создателем человека, замечу, что в его основе лежит, в первую очередь, определение ролей, которые были изначально предназначены мужчине и женщине в процессе сотворения мира. Если иметь в виду, что каждый из нас приходит в нашу реальность с определённой миссией, то необходимо ни при каких условиях не сбрасывать со счетов, что в идее сотворения мира, мужчина и женщина, Адам и Хава,–это две не раздельные, единные половинки целого, способные существовать и функционировать как единство двух противоположностей.
А потому не следует из молитвы благодарности Создателю, произносимой мужчиной и женщиной за безграничные возможности сотворенной жизни, делать поспешный вывод о главенствующей роли одного из них. Заметьте, в молитве, произносимой женщиной, говорится «в соответствии с Волей Твоей», т.е. сообразно основному замыслу Создателя, чётко определившему неразделимую, ни никак не ведущую или второстепенную гендурную миссию каждого пола.
В.К.: – Позвольте выразить Вам, уважаемый раббай, искреннюю признательность за весьма уместный разговор, наводящий каждого на познание сути нашего бытия и возможности его более рационального ведения.
В.Кандинов
БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ВСЁ!
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode