- В книжном магазине в аэропорту города Гуйлинь я с удивлением обнаружил Вавилонский Талмуд на китайском. Самое интересное, что располагался он на полке книг о бизнесе, и никого кроме меня подобное расположение не смущало.
- Китайцы, как известно, очень уважают народы с древней историей, и это уважение, естественно, распространяется на евреев. Еще китайцы уверены, что евреи умны и что ум этот в первую очередь проявляется в экономике и бизнесе. В Китае продается немало книг, учащих «зарабатывать деньги, как евреи» и «добиваться успеха, как евреи». В других странах такой стереотип был бы проявлением антисемитизма, а с точки зрения китайцев это комплимент.
- Широкие массы китайцев откуда-то знают одного умного еврея — Альберта Эйнштейна. Когда сообщаешь китайцу, что ты из Израиля, его первая ассоциация (если он, конечно, про Израиль слышал — а многие китайцы и не подозревают о существовании такой страны) — Эйнштейн.
- Жители города Вэньчжоу издавна пользуются в Китае репутацией хороших бизнесменов. Поэтому их часто называют «евреи Китая». Разумеется, никакого отношения к евреям они не имеют.
- Согласно некоторым источникам, первые евреи прибыли в Китай из Персии по Великому шелковому пути в VIII веке н.э. Первая значительная еврейская община сформировалась в 1163 году в городе Кайфэн в сегодняшней провинции Хэнань; там же, судя по всему, появилась и первая синагога.
- О существовании китайских евреев европейцам стало известно от итальянского иезуита-миссионера Маттео Риччи, повстречавшего в 1605 году в Пекине молодого кайфэнского еврея по имени Ай Тянь, который заявил, что верует в единого Бога. Через три года Риччи направил в Кайфэн своего помощника, и тот, ознакомившись с тамошними еврейскими книгами и даже переписав из них отдельные отрывки, подтвердил, что это действительно Танах. Иезуиты также выяснили, что евреи Кайфэна посещают синагогу и воздерживаются от употребления свинины.
- Еврейское присутствие в Кайфэне, одной из семи исторических столиц Китая, подтверждают и найденные в городе три старинные стелы. На стелах высечены сведения о прошлом и настоящем евреев Китая; в частности, сообщается, что они прибыли в Поднебесную из Индии во время правления династии Хань (то есть значительно раньше VIII века!). На двух стелах также прославляется «безграничная преданность евреев стране».
- Один из императоров династии Минь пожаловал евреям семь китайских фамилий, которые потомки кайфэнских евреев носят и по сей день: Ай, Гао, Ши, Чжао, Чжан, Ли, Цзин. В последние годы несколько обладателей этих древних фамилий репатриировались в Израиль.
- В конце XIX века в Китай стали прибывать евреи из Российской империи. Основными пунктами назначения этих мигрантов были Тяньцзинь, Далянь и Харбин. Еврейское население Харбина достигало 25 тысяч человек. Приходилось ли такой заметной общине сталкиваться с антисемитизмом? Да, но не со стороны китайцев, а со стороны русского населения города. В 1931 году в Харбине даже возникла Российская фашистская партия, на флаге которой красовалась свастика.
- Пожалуй, самой значимой фигурой еврейского Харбина считают Авраама Кауфмана. Он поселился в Харбине в 1912 году и с 1919 года был практически бессменным главой еврейской общины города, а заодно и председателем сионистской организации Китая. В Харбине ни одного еврейского начинания не происходило без участия Кауфмана — от больницы до еженедельника «Еврейская жизнь». В 1937 году он стал председателем Национального совета евреев Восточной Азии и в этом качестве сумел убедить японцев не выполнять немецкое требование о заключении евреев в гетто. Советские власти оказались менее сговорчивыми: в 1945-м Кауфмана арестовали. Он отсидел 11 лет в лагерях и только в 1961 году сумел уехать в Израиль.
- На протяжении нескольких десятилетий в еврейской общине Харбина кипела жизнь, что ни день возникали новые организации и появлялись новые молодежные движения. Самым массовым и влиятельным сионистским движением в городе стал Бетар, «Союз имени Иосифа Трумпельдора». Одним из основателей харбинского отделения Бетара был Мордехай Ольмерт, впоследствии уехавший в Израиль и ставший депутатом Кнессета.
- Свое детство в Харбине сразу в нескольких рассказах описал израильский писатель и главный редактор Краткой еврейской энциклопедии Ицхак Орен. Оба его родителя преподавали в харбинской еврейской школе: отец — иврит, а мать — математику и русский. Свой первый рассказ маленький Ицхак написал на иврите, хотя его родным языком был русский. Этот рассказ, посланный по почте через полмира в Эрец-Исраэль, опубликовали в газете «Давар» в разделе «Нам пишут дети диаспоры».
- Во время Второй мировой войны отношение властей к евреям Харбина ухудшилось. Под давлением Германии японцы запретили выпуск еврейских газет, хотя деятельность еврейских организаций продолжалась. После войны стараниями советских оккупационных войск еврейская община Харбина прекратила свое существование, а те ее члены, кого не тронул НКВД, в основном разъехались по миру. В 1985 году скончался последний из остававшихся в городе евреев.
- На еврейском кладбище Харбина и сегодня можно увидеть 583 могилы с надписями на идише и русском. Правда, месторасположение кладбища изменилось — в 1958 году его перенесли из центра на окраину города. Наибольший ажиотаж вокруг кладбища наблюдался в 2004 году, когда сюда, на могилу деда, приехал тогдашний вице-премьер Израиля Эхуд Ольмерт.
- Свои еврейские кладбища были и в Шанхае. Точнее, их было четыре, но в 1958 году и их перенесли за город, а позже, в ходе Культурной революции, практически полностью разрушили. Шанхай оказался ненадежным пристанищем для усопших евреев, зато на протяжении прошлого века он принял две волны еврейских беженцев: в начале века евреев России, спасавшихся от погромов, и в конце 1930-х — евреев Центральной Европы, бежавших от нацистов. В годы Холокоста в Шанхае нашли убежище, а с ним и спасение примерно 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехословакии, Польши и Литвы.
- Что касается надгробий, исчезнувших с еврейских кладбищ Шанхая, то и в их истории еще рано ставить точку. Вот уже несколько лет израильский журналист Двир Бар-Галь ищет их по всему городу и в его окрестностях. Около сотни могильных плит обнаружились в деревне под Шанхаем, где их использовали в качестве строительного и подсобного материала, другие всплывают время от времени в лавках старьевщиков.
- В годы правления Мао Цзэдуна не только громили еврейские кладбища. В это же время еврейский вопрос привлек внимание нескольких китайских ученых, в особенности социолога Пан Гуанданя, занимавшегося исследованием «этнических меньшинств КНР». Гуандань увлекался евгеническими теориями и рекомендовал Великому кормчему «гармонично ассимилировать» меньшинства, чтобы позаимствовать все их преимущества и тем самым превратить китайский этнос в «великую расу, которая превзойдет все расы». В качестве примера удачной этнической гармонизации Пан приводил ассимиляцию евреев в Древнем Китае.
- Однако годы странных теорий прошли. В 1993 году Шанхай стал городом-побратимом израильской Хайфы, затем Харбин побратался с Гиватаимом, и даже небольшой Кайфэн заключил аналогичный союз с Кирьят-Моцкиным. Доходит и до абсурда: пытаясь привлечь израильские инвестиции, власти Кайфэна символически объявили свой город «еврейской экономической зоной».
- В марте 2009 года в бывшей шанхайской синагоге «Охель Рахель» впервые за 60 лет состоялась еврейская свадебная церемония. Некогда в этой синагоге регулярно молились свыше 700 человек, в ней было 30 свитков Торы, но после образования КНР власти попросту отобрали здание у еврейской общины. Оно и сейчас не возвращено настоящим владельцам, и, чтобы провести в нем хупу, потребовалось специальное разрешение властей.
- Шанхай же в какой-то мере «подарил» миру самого известного «израильского китайца» — командующего израильским ВМФ генерала Элиэзера Марома. Его имя не звучит по-китайски, зато все знают Марома по красноречивому прозвищу Чайни, то есть «китаец», да и раскосые глаза говорят о том же. Отец Чайни, бежавший из нацистской Германии, и его мать, дочь китайца и иммигрантки-еврейки из России, познакомились и поженились именно в Шанхае, хотя сам будущий адмирал родился через несколько месяцев после того, как семья перебралась в Израиль.
Ариэль Бульштейн
От редакции: думается, что многовековые китайско-еврейские связи имеют немало и других примечательных историй. Достоянием широкой гласности недавно стала судьба Якова Розенфельда, родившегося в 1903 г. во Львове, окончившего впоследствии медицинскую школу Венского университета, ставшего успешным врачом-геникологом и познавшего все беды Холокоста. Судьба занесла его в конце 30-х годов в Китай, где он стал генералом Ло и по приказу Мао, будучи членом КПК, назначен начальником медицинской службы армии Китая, а затем Министром здравохранения страны. В начале 50-х он эмигрировал в Тель-Авив, где проживал его брат. Скончался Яков в 1952 г. и похоронен в Кирьят Шауле в Иерусалиме.
В 1993 г., с установлением дипломатических отношений между Израилем и Китаем, дипломаты страны восходящего солнца разыскали могилу Якова и возложили венки. Нет ни одной китайской официальной делегации, посещающей Израиль, которая бы не навестила могилу генерала Ло. В Китае его именем названы улицы, а в Пекине открыт специальный музей.
Ныне в стране функционируют семь крупных синагог. Китайцы ценят тех, у кого можно научиться полезным навыкам и знаниям. Израиль относится к числу подобных стран, отношения с которым находятся в стадии постояннного расширения.
20 ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ И КИТАЕ
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode