РАЗДУМЬЯ ПОСЛЕ ХАНУКИ!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Месяц назад (11 – 18 декабря 2020 г.) еврейский мир в очередной раз отметил наступление этого замечательного национального праздника, как символа света и мужества своего народа. И чем больше время отделяет нас от памятного победоносного восстания (164 год до н.э.) под предводительством Иегуды Маккавея против засилья эллинов, более очевидной становится живительная роль этого события в судьбах еврейского народа, в его сохранении сквозь века как национального и религиозного образования.

Дело в том, что вся многовековая многострадальная история нашего народа  пропитана и пронизона не только борьбой за физическое выживание, но и в неменьшей, а порой даже в большей степени, за сохранение своей духовной идентичности. Одно дополняет другое, образуя единное целое, становясь условием вечности нашего небольшого народа. Причём, если эта вечность, прорывающаяся сквозь терни мировой истории, оказываясь временами втянутой в полосу  нечеловеческих испытаний, вписывается в общую канву глобальных процессов как их социальная аномалия, то на личностном и индивидуальном уровне служит непререкаемым подтверждением состоятельности только упомянутой общей канвы.

Недавно, благодаря стараниям добрых друзей, мне посчастливилось познакомиться с неким любопытнейшим и очень трогательным документом в форме видео, текстовка которого ниже приводится идентично оригиналу повествования, с отдельными моими  комментариями и отступлениями, ни в кой мере не искажающими основную направленность его содержания.

Эта история берёт своё начало в Германии конца 1932 г., трагическая судьба которой развернула вспять и пустила по неведомым доселе разрушительным масштабам не только будущее Европы, но и всей цивилизации. Эти события впервые материализовали в массовом невиданном порядке такие явления как фронтальный геноцид, «промышленное» истребление целых народов и народностей, введение и апробация в «прикладных» целях различных расовых теорий, ужасающих лагерей смерти, варварских захватов чужих территорий и т.д.

В начале 30-х годов ХХ века население Германии насчитывало 66 млн. человек, в числе которых евреи не превышали 500 тыс., что составляло 0,008%, т.е. капля в океане. Значительная их часть была глубоко ассимилирована в немецком обществе, представляя собой его наиболее благополучный и высокообразованный сегмент, занимающий видные социальные позиции (адвокаты, врачи, университетская профессура, архитекторы, управленцы, банкиры, творческая интеллигенция и т.д.).

Описываемые события происходят в портовом немецком городе, столице одной из федеральных земель Шлезвиг-Гольштеин  - Киле. 31 декабря 1932 г. совпало с Шаббатом и с заключительным днём Хануки. Ребецин Рохель Познер установила подсвечник на подоконнике у себя дома. Её муж рав Акива Борух Познер зажёг последнюю восьмую свечу.

Рохель выглянула в окно и увидела необычную картину: на противоположной стороне улицы находилось главное управление национал-социалистической партии, на котором развевался огромный флаг со свастикой. Для Рохель это олицетворяло разительный контраст двух мировых порядков, и она решила увековечить данный момент,  сделав снимок. Затем зажгла Шаббатные свечи за мгновение до того, как солнце опустилось за горизонтом г. Киль.

Когда она проявила плёнку, на оборотной стороне фотографии решила написать следующую фразу на немецком языке, ставшую ярким символом света и вечности Хануки: «Ханука 1932 г. Еврей умрёт – так говорит флаг. Еврей будет жить вечно – так говорит свет».

Всего через несколько дней в Германии прошли выборы. Адольф Гитлер стал фюрером страны, а 30 января 1933 г. – её канцлером и в течение следующих 12 лет свет евреев был близок к угасанию.

С того трагического момента прошло без малого 90 лет. И вот недавно автор описываемых событий общался со своим старым другом. Они учились и росли вместе в иешиве в Нью-Йорке. Ныне его друг является главным равином Берлина – рав Иегуда Тайхтель.

Недавно его пригласил к себе президент Германии и сказал: «Ребе, в нынешнем году отмечается памятная дата со времени Хрустальной ночи (9 - 10 ноября 1938 г.), которая в значительной мере олицетворяет собой начало Холокоста. Как Германия может выразить своё почтение этому трагическому событию в истории нашей страны и её народа?». Рав Тейхтель ответил: «Мой учитель и наставник Любавический ребе, который отправил меня в Берлин, всегда говорил: «Места и обстоятельства, где проявляется величество тьмы – это всего лишь вызов для нас привнести в эти места и обстоятельства величество света». Почему бы не установить большую Ханукию у Бранденбургских ворот в Берлине?»

Президент Штайнмаер принял идею с энтузиазмом. В той самой точке, где стоял Гитлер, произносил свои «пламенные» речи, завлекая нацию в жестокость, геноцид, кровопролитие и ненависть, в том самом месте, где проходили при большом стечении народа военные парады, проезжали кортежи, вдохновляя сотни тысяч людей убивать, разрушать и истреблять. И на том самом месте Президент и правительство Германии установили  гигантскую Ханукию, олицетворяющую свободу человеческого духа, победу света над тьмой, триумф над ненавистью.

И он сказал: «Ребе, могу ли я иметь честь зажечь свечи на Ханукии у Бранденбургских ворот в этом году?» Рав Тейтхель ответил: «Господин Президент Вы зажёте ту свечу, которая передаёт свет остальным. Мы называем её шамаш». И в самом деле в тот памятный день вечером у Бранденбургских ворот в Берлине специальным краном подняли равина Тэйтхеля и Президента Франца Вальтера Штайнмайера. Президент зажёг шамаш, передал его ребе и тот зажёг первую свечу. Увидели эту незабываемую сцену миллионы евреев и других людей всего земного шара.

Друзья, задумаемся над этим моментом. Прошло много десятилетий после Холокоста. Успешный лидер современной Германии обращается к хасидскому раву Берлина и просит его о чести зажечь ханукальные огни у Бранденбургских ворот. Если это не чудо, то что тогда?

А теперь давайте перенесёмся из Берлина на Святую Землю. В Хайфе живёт еврей по имени Иегуда Мансбах. Он также в положенный день зажигал огонь Хануки в Израиле. На его подоконнике есть Ханукия, но обратите внимание, как она выглядит? Она принадлежит его дедушке и бабушке – ребицин Рохель и раву Акиве Борух Познеру. Она сохранилась на Святой земле и сейчас. Иегуда зажигает её огни каждый год. Всегда, когда Иегуда вместе со своими детьми и внуками зажигает Хануку, он достаёт памятную фотографию.

Еврей умрёт – так говорит флаг. Еврей будет жить вечно – так говорит свет и это правда! Счастливой Хануки! – завершает своё прекрасное повествование автор приведённого нами текста. Но мне кажется, что точку ставить преждевременно.

Особенность этого небольшого эссе заключается в том, что логика развития событий, не только вызывает у читателя целый ряд ассоциаций, но и требует их дополнительного раскрытия.

То, что произошло недавно в Берлине при участии президента Германии и хасидского равина в связи с зажиганием Ханукальных свечей, имеет свою огромную и трагическую, и героическую предисторию, сопряжённую прежде всего с возрождением еврейского государства. Ведь до последнего момента, когда должна была решаться судьба резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе подмандатной территории Палестины на два независимых государства (еврейское и арабское), не было полной ясности о конечной судьбе этого документа. Опозиция этой резолюции в мире  была настолько мощной и концентрированной, включая США и Великобританию, а силы, не желающие её признавать, столь могущественные и убеждённые в своей антисемитской правоте, что шансы положительного исхода для евреев голосования в ООН представлялись весьма сумрачными и маловероятными.

Лишь титанические усилия еврейских лидеров, включая их неимоверные по героизму и продуманности шаги закулисного характера, в частности, вокруг персоны Нельсона Рокфеллера, имеющего в то время колоссальное влияние в странах Латинской Америки, обеспечили положительные голоса данного региона в пользу возрождения Израиля, решив исход битвы. Эти факты стали достоянием гласности сравнительно недавно, возведя их в ранг кажущейся алогичности или, проще говоря, нереального явления, чуда, санкционированного Творцом.

А разве неожиданный послевоенный расклад политических сил на Ближнем Востоке второй половины 40-х годов ХХ века, выдвинувший Сталина в число наиболее активных сторонников возрождения еврейского государства, не есть продолжение линии этих чудес. Причём эта поддержка СССР, и морального, и военного характера, оказалась на редкость краткосрочной, продожавшейся лишь в течение времени пока Израиль не обретёт необходимую легитимность и законность  на международной арене. Образно выражаясь, уже на следующий день Сталин в срочном порядке, преодолев дистанцию от «любви до ненависти», встал во главе бесчинствующих организаторов открытых и тайных действий против Израиля, науськиваемых Союзом многие десятилетия, даже после ухода из жизни «вождя народов».

Продолжая эту мысль, невозможно не заметить и не подчеркнуть, что все более чем семидесятилетние будни вновь воспрянувшего из пепла Израиля, окружённого непримиримыми ментальными врагами на уровне подсознания, впитавшими эту ненависть вместе с молоком матери, есть чудо, фантастика, порой не согласующаяся с элементарной логикой.

Тем более, если речь заходит о перипетиях Холокоста, всего того, что подготовило это варварство, а затем предшествовало как его апогею, так и финалу в лице Нюренбергского процесса, а затем судом и казнью одного из руководителей и идеологов антисемитских зверств Адольфа Эйхмана в Израиле.   

Ныне там, где в течение многих десятилетий не было видно абсолютно никаких надежд на потепление отношений между евреями и их непримиримыми соседями, в силу ряда объективных причин на политической сцене  возникла принципиально иная атмосфера, связанная с подписанием т.н. «Соглашений Авраама», свидетелями которой мы сейчас являемся. Однако давайте по порядку.

История раббая Иегуды Познера и его супруги Рохель, на которую мы ссылаемся в первой части настоящей статьи, имеет продолжение не только локального характера, связанная с наследниками этих главных героев, проживающими ныне в Хайфе, но и более широкого глобального масштаба. Дорога к тому моменту, когда президент Германии и хасидский равин Берлина вместе поднялись  на специальном устройстве к верхней части Ханукии, установленной в центре немецкой столицы у Бранденбургских ворот для зажигания свечей, оказалась не только протяженной во времени, но и на определённом  этапе 1933 – 1945 годы залитой еврейской кровью и поломанными судьбами многих миллионов еврейских жизней.

Одурманенный антисемитским ражем новоявленный фашистский фюрер использует, впрочем далеко не первый в анналах истории, многократно битый козырь юдофобии (вспомним библейского персидского Амана и иже с ним, их разномастных подельников многих эпох и народов, включая нынешних иранских аятолл, плохо знакомых, судя по всему, с собственной историей).

Придя к власти, он не видел более продуктивного средства для одурманивания своего  народа и будущего покорения всего мира, как распространение пандемии антисемитизма, вирус которого, пригревшись, мутировал во многих душах стервятников из числа хронических неудачников. Правда, надо отдать «должное» его иезуитской стратегии «окончательного решения еврейского вопроса»: Гитлер поначалу особо не спешил, не торопился, входил в тему, изучал, приглядывался и прислушивался к реакции населения как в собственной стране, так и к широкому общественному мнению за её пределами.        

Спустя короткое время после захвата власти, фюрер, как эдакий «благотворитель» и «просветитель», проявляющий «отеческую заботу» о своих еврейских гражданах, командирует на длительный срок в Палестину несколько приближённых функционеров.  Цель: изучение возможностей организации там сельскохозяйственных поселенеий с привлечением массового труда немецких евреев, «планово» перемещённых туда при посредстве государства.

Возвратившаяся из Палестины делегация, исколесив вдоль и поперёк находящуюся под британским мандатом территорию, доложила, что идея фюрера жизнеспособна и имеются все условия для её практической реализации. Не теряя время, Гитлер выделяет 100 млн. рейхсмарок (в 1934 г. 1 доллар стоил 2,5 рейхсмарок) из бюджета страны, сумма по тем временам немалая, тем более находящихся далеко не в лучшем состоянии финансов страны, на реализацию своего бредового плана. Жаль, что ему никто из числа сведущего окружения не поведал о печальной истории развала испанской экономики после изгнания в 1492 г. из страны евреев.

Кстати, эта трагическая быль дала о себе знать, спустя пять столетий в наши дни. Нынешние испанские власти, принеся извинения современным еврейским наследникам своих далёких сограждан, обязались выдать необходимые документы желающим получить все права для возвращения на свою историческую родину. За минувшие пять лет со дня выхода этого закона более 150 тысяч людей, в основном из стран Латинской Америки, откликнулись на данное предложение и уже успели получить испанское гражданство.

История имеет одну теневую особенность: к сожалению, она очень часто ничему не учит людей, из-за чего они не гнушаются вновь и вновь, как говорится, наступать на старые грабли. Судьба фашистской Германии и не только в этой связи оказалась многократно плачевней. Пока что Гитлер, не теряя времени, развернул широкомасштабную агитацию, призывающую евреев организованно переселяться в Палестину, даже гарантируя желающим определённые финансовые льготы. Эффект оказался ниже всяких ожиданий. В 1933-1934 гг. из 60 тыс. евреев, покинувших Германию, 53 тыс. оказались во Франции, Бельгии и Голландии. К 1937 г. эта цифра возросла до 137 тыс. Чувствуя безрезультативность своих «добрых» намерений, Гитлер встал на путь репрессивных методов воздействия на еврейское населения.

Фашистские власти, спустя два месяца после воцарения  в стране, однозначно дали понять своим еврейским гражданам, что они отныне являются неугодными лицами в стране, где прожили десятки веков и верно служили ей, как в годы мира и процветания, так и войн, и тяжких испытаний.       

Уже 1 апреля 1933 г. по Германии прокатился общенациональный бойкот принадлежащих евреям предприятий, которые продолжались в течение 30-х годов, выдавливая тем самым их из страны. В 1935 г. власти принимают драконовские Нюренбергские законы, превозшедшие по степени цинизма и низости законы средневековой инквизиции, поставившие немецких евреев в невыносимые условия для дальнейшей жизни в Германии, казалось бы являющейся до недавнего прошлого оплотом европейской цивилизации с богатыми авторскими традициями культурной жизни. И вдруг столь резкий поворот, поставивший многих, особенно по началу, в недоумение: «Германия? Да не может быть» Оказывается может!

Ирония истории заключается в том, что именно в этом же городе, спустя не многим более десяти лет, состоялся Нюренбергский процесс, осудивший преступную идеологию и практику национал-социализма, 12 основных вдохновителей которых рассчитались с жизнью на виселице.

Видимо, определённая категория людей, попавшая в сферу воздействия т.н. национальной модели социализма, да ещё с фашистским оттенком, взятой на вооружение Гитлером, пообещавшим своей пастве «рай на земле», поддались на этот крючок, ввергнув весь мир в кровавую мясорубку. Особенно притягательным для этих людей становится запах чужого добра, которое можно якобы без труда и ущерба для себя отнять и присвоить. Это вечная тема многих социальных потрясений порой громко звучит и в современную эпоху, не обходя стороной даже такую страну как США, казалось бы обладающую мнголетним имунитетом от бредовых социальных теорий типа «отнять и поделить».

Между тем из 235 тыс. эмигрантов в Палестине с 1932 по 1939 гг., несмотря на гитлеровские «посулы», немецких евреев оказалось немного – примерно 60 тыс. При этом изъятие еврейского имущества при эмиграции с 25% в 1932 г. поднялось до 90% к 1938 г.         Даже своему бывшему семейному врачу еврею Эдуарду Блоху, который продлил жизнь его матери, безнадёжно страдающей онкологией, Гитлер уже будучи на вершине власти, а ситуация вокруг евреев накалилась до предела, дал разрешение эмигрировать в США в 1938 г., обобрав доктора до нитки, с 16 марками в кармане, вместо положенных 10. А ведь когда-то он клялся Блоху в любви и преданности за спасение матери.              

С 6 по 15 июля 1938 г. в курортном городке Эвиан во Франции по инициативе президента США Ф.Д. Рузвельта прошла международная конференция представителей 32 стран в связи с безысходной ситуацией, сложившейся вокруг немецких евреев. Рузвельт заведомо объявил, что ни одна страна не обязана менять свои эмиграционные квоты и все решения будут приниматься на сугубо добровольных условиях. На конференции в качестве наблюдателя присутствовала Голда Меир, которая писала в начале 70-х в своей книге «Моя жизнь»: «Страшное это было дело сидеть в раскошном зале и слушать, как делегаты 32-х стран поочерёдно объясняют, что они хотели бы принять значительное число беженцев, но что, к несчастью не в состоянии это сделать. Человек, не переживший это, не в состоянии понять, что я испытовала в Эвиане. Всю эту смесь горя, разочарования, ярости и ужаса».

Да и невозможно было не ужасаться преступному равнодушию мировой общественности, спокойно созерцающей за трагедией, разыгрывающейся вокруг судьбы еврейского народа. Гитлер ликовал, ибо воспринял безразличие Эвианской конференции как карт-бланш для «окончательного решения еврейского вопроса». Лишь далёкая Доминиканская республика дала согласие принять у себя 1000 немецких евреев.

Последующие несколько лет вплоть до секретной Ванзейской конференции под Берлином, прошедшей 20 января 1942 г., в присутствии руководителей репрессивных структур, Германия упорно делала вид, что намерена «цивилизованно» закрыть эту тему. Предлагалось множество бесперспективных вариантов о возможных регионах переселения немецких евреев: Мадагаскар, Биробиждан, Палестина, Уганда, Западная Украина, Гайана и даже Аляска. Упомянутая конференция расставила все точки над i.

Перед её участниками была поставлена задача подготовиться и приступить в ближайшее время к физическому истреблению 11 миллионов европейских евреев. Лишь 4 страны – Дания, Норвегия, Финляндия, Болгария, несмотря на немецкую оккупацию, благодаря героизму народных масс, сумели уберечь своих еврейских соседей и друзей, спасти тысячи невинных жизней от коричневой чумы. Финал этой вселенской трагедии, незнавшей даже отдалённых аналогий за всю многовековую историю цивилизации, даже на самых тёмных её страницах, хорошо известен: 6 миллионов загубленных еврейских жизней, включая 2 миллиона детей.

Мир тогда разделился на тех, кто, как правило, рискуя жизнями, героически спасали своих еврейских земляков, впоследствии пополняя список Праведников мира. Сегодня  миру известны имена 26513 подобных Героев из 51 страны, часть которых находилась далеко от линии фронта. Основная же масса людей, судя по всему, по самым разным причинам равнодушно взирала на происходящий геноцид, затеянный фашистской Германией с еврейским населением Европы. И часть людей, находившихся в оккупации либо в зоне военных действий, содействовали фашистам или принимали непосредственное участие в геноциде еврейского население, в результате чего многие из них были впоследствии подвержены различным мерам правового преследования.

Извлёк ли мир уроки из Второй мировой войны? Вне всякого сомнения. Одно из главных её последствий – это возрождение еврейского государства, идея которого то активизировалась, то затухла задолго до фактического возникновения в мае 1948 г. Ещё в 1798 г. Наполеон во время египетской военной компании опубликовал Воззвание, призывая вернуть Иерусалим евреям, т.е. более чем за 100 лет до появление в 1917 г. Декларации министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура о необходимости возрождения Израиля.

Сложный путь, который удалось пройти еврейскому государству за 72 года своего последнего возрождения буквально из пепла, не может не вызывать и удивление, и восхищение, и даже неверие в возможность подобного превращения из голой пустыни и невзрачных городских строений в современную цветущую страну передового хайтека.

Один из секретов этого магического процесса кроется в вечности и неиссякаемости ханукального света, более двухтысячелетий освещающий нашему народу тяжкий путь к своему исконному дому и достойному будущему. Достигнув желанной цели, он сумел преобразовать этот дом в надёжное жилище для евреев всего мира, за стенами  которого каждый из них всегда найдёт защиту даже от самых непредвиденных бурь.

В.КАНДИНОВ