НОВЫЕ ЭЛИННЫ, БИБИ НЕТАНИЯХУ ИЛИ ПОЧЕМУ ХАНУКА ВСЕГДА С НАМИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В то время, как старый антисемитизм подвергал евреев остракизму за их религию, сегодняшний преследует евреев из-за политики и расизма.

Несколько дней назад премьер-министр Биньямин Нетаниягу дал интервью Майклу Дорану из Института Хадсона. Будучи ученым, а не репортером, Доран предпочел задавать вопросы, связанные не столько с текущей политикой, сколько с идеями, вдохновляющими Нетаниягу на протяжении многих лет.

 В первой части их беседы речь шла о выступлении Нетаниягу в марте 2015 года перед двумя палатами Конгресса, когда он изложил свои доводы против главной составляющей внешней политики Барака Обамы, занимавшего тогда пост президента, - ядерной сделки с Ираном. Выступая перед законодателями США, Нетаниягу разъяснил им, что гамбит Обамы гарантирует создание Ираном ядерного арсенала в течение десятилетия. Это обращение считается поворотным моментом в истории Израиля. Именно оно в итоге закрепило положение еврейского государства как регионального лидера и создало основу для будущего стратегического сотрудничества между Израилем и суннитскими арабскими государствами Персидского залива, которым, как и Израилю, угрожает иранская программа ядерного оружия.

 Доран, католик, решил начать обсуждение той речи не с влияния, которое она оказала на арабский мир, а с ее влияния на американских евреев. Доран напомнил, что представители еврейской общины США были откровенно напуганы речью, в которой лидер еврейского государства фактически выступил против президента Соединенных Штатов. Он процитировал слова своего еврейского приятеля, сказавшего ему тогда: "2000 лет истории научили нас тому, что нельзя конфликтовать с королями".

 Обеспокоенность американских евреев речью Нетаниягу примечательно прежде всего тем, что оно раскрыло суровую правду, ставшую за прошедшие пять лет лишь еще более заметной. Уверенность в себе, характеризовавшая американское еврейство во второй половине XX века, сегодня практически сошла на нет.

До 1950-х годов наиболее распространенными проявлениями антисемитизма в Америке являлись элитарное высокомерие и остракизм. Процветавший в высшем обществе антисемитизм оставлял евреев за стенами модных загородных клубов, престижных юридических фирм и инвестиционных банков. Для евреев, поступавших в ведущие университеты, существовали квоты, от тех же, кому удавалось пробиться, требовали, чтобы они вели себя, как добрые пресвитериане.

 Однако затем, к началу 1950-х годов, когда масштабы Катастрофы европейского еврейства стали осознаваться американским правящим классом, ворота в высшее общество для американских евреев постепенно распахнулись. Так началось то, что теперь часто называют Золотым веком американского еврейства.

 Теперь пятьдесят лет спустя, к началу нашего века, ситуация постепенно откатывается назад. Золотой век покрывается эрозией. Но не прежняя элита WASP покушается на гражданские права евреев. На этот раз против евреев, по мере своего перемещения с окраин американского общества в самый его центр, выступила новая прогрессивистская элита. И подобно тому, как в советскую эпоху, прежний антиеврейский фанатизм царской России, отвергавший евреев как личностей, сменился новым антиеврейским фанатизмом, отрицавшим право евреев на национальное самоопределение, антисемитизм прогрессивистов отверг само право Израиля на существование, подвергая безжалостному остракизму всех евреев, смеющих проявлять привязанность к еврейскому народу и его родине.

 В конце августа, когда беспорядки Black Lives Matter распространились по Лос-Анджелесу, они изобиловали антисемитскими нападениями на синагоги и еврейские бизнесы. Антисемитские транспаранты были вывешены на эстакадах, и в еврейских кварталах воцарилась ужасная атмосфера.

 Один такой баннер на шоссе 405 привлек внимание еврейской участницы группы GNO. Она опубликовала комментарий о баннере, утверждавшем: "Евреи хотят расовой войны", выразив свою обеспокоенность этим расистским и антисемитским заявлением. К ней присоединились и другие еврейки, предложившие ввести в число модераторов еврейку, которая займется борьбой с проявлениями антисемитизма.

 В ответ другая участница GNO предложил разрешить управлять страницей лишь тем еврейкам, которые будут согласны "признать оккупацию Палестины". Иными словами, только тем еврейкам, которые примут антисемитские ограничения прогрессивистской элиты в отношении их права на присутствие в приличном обществе.

 Все еврейки, высказавшие возражения против этого откровенно фанатичного призыва, были из группы изгнаны. А должность модератора получила еврейка, принявшая это условие и написавшая пост с осуждением Израиля. Изгнанницы обратились к основательнице группы. Но та, на протяжении трех месяцев ничего не предпринимала. Лишь в прошлом месяце она изгнала из группы антисемитских модераторов, включая и ту еврейку-антисионистку, вернув изгнанных прежде евреек, и, назначив еще двух произраильски настроенных евреек в модераторы.

 Учитывая такое счастливое завершение скандала, перипетии с группой GNO можно было бы даже назвать историей со счастливым концом. Но тот факт, что в течение трех месяцев еврейки, отстаивавшие свои права, были отстранены от важных возможностей, предоставленных группой Facebook лишь за то, что посмели выступить против фанатизма, свидетельствует о нарастающей мощи и преобладании влияния прогрессивистских антисемитов.

 New York Times опубликовала статью, указывающую своим адептам на то, что презрение к иудаизму и еврейским ритуалам теперь является верным направлением мысли. Этот прогрессивистский антисемитизм новых элит выражается не только в ненависти к Израилю и евреям, смеющим поддерживать право на существование еврейского государства. Он характеризуется также и презрительным отношением к иудаизму вообще и к еврейским обычаям в частности. Например, к празднованию Хануки.

 На прошлой неделе New York Times опубликовала статью под заголовком "Ханукальное лицемерие". Статья, к слову, написана женщиной-нееврейкой, ее мать - ассимилированная католичка, а отец - ассимилированный еврей. В своей колонке автор заявила, что и она, и ее супруг-нееврей не станут зажигать ханукию со своими нееврейскими детьми, потому что это просто не имеет для них никакого значения.

 Само собой разумеется, что решение женщины-нееврейки не отмечать еврейский праздник не является событием, достойным упоминания. Так почему же это вообще было опубликовано в NYT?

 Ответ прост. Сегодня New York Times - это газета, озвучивающая повестку дня прогрессивистской элиты. Иначе говоря, New York Times опубликовала статью, указывающую своим адептам на то, что презрение к иудаизму и еврейским ритуалам теперь является верным направлением мысли. По сути, эту статью можно рассматривать как декларацию газеты о враждебном отношении к соблюдающим традиции евреям.

 Реакция Нетаниягу на воспоминания Дорана об опасениях своего еврейского друга по поводу дерзкого неповиновения премьер-министра Обаме, была крайне показательной. Она раскрыла не только понимание Нетаниягу еврейской истории, но и его видение еврейского руководства. Нетаниягу ответил, что не приемлет "общее правило" приятеля Дорана, согласно которому евреи "не должны конфликтовать с королями".

 "Я думаю, что еврейская история немного сложнее. Ведь, на самом деле она насчитывает почти 4000 лет", - отметил он.

 Хотя многие американские евреи и были напуганы тем, что мужественный вызов Нетаниягу главной составляющей внешней политики Обамы спровоцирует антисемитизм, на деле это, напротив, дало возможность многим американцам выступить против сделки.

А потом Нетаниягу напомнил историю Хануки.

 "На следующей неделе, -сказал он, - мы отметим только один эпизод, всего лишь один пример сопротивления царям, без которого мы не были бы здесь сегодня. Он называется Ханука, это восстание Маккавеев против империи Селевкидов и Антиоха. Без этого восстания не было бы не было бы иудаизма, не было бы и христианства".

 Затем Нетаниягу отверг и саму предложенную приятелем Дорана характеристику Обамы как короля". Я не имел дело с королем. Я имел дело с избранным президентом нашего дорогого союзника, Соединенных Штатов".

Хотя многие американские евреи и были напуганы тем, что мужественный вызов Нетаниягу главной составляющей внешней политики Обамы спровоцирует антисемитизм, на деле это, напротив, дало возможность многим американцам выступить против сделки. Республиканцы выступили против нее. Все кандидаты в президенты от республиканцев в 2016 году пообещал отказаться от сделки, и президент Дональд Трамп сдержал свое обещание.

 Будучи настоящим национальным лидером, Нетаниягу подвиг американскую еврейскую общину бросить вызов Обаме в то время, как сам американский президент и его советники использовали откровенный антисемитизм, демонизируя противников сделки, и, объявляя их - сидящими в кармане у зловредных спонсоров и служащими иностранным интересам.

 AIPAC развернул тогда масштабную кампанию против ядерной сделки в Конгрессе, и десятки тысяч прежде ни во что не вовлеченных американских евреев приняли участие в демонстрациях по всей Америке, выражая свое несогласие с соглашением, которое прокладывало Ирану путь к ядерному оружию.

 Нетаниягу, продолжил свою мысль, объяснив, что, имея дело с такими лидерами, как Обама, с которыми существуют глубокие разногласия, "вы ищете компромисс там, где возможно, но обязаны избегать компромисса там, где это неприемлемо, и вам нужно уметь ясно провести различие между этими двумя позициями, что я и пытался делать".

 Этот урок лидерства, возможно, является ключевым посланием нашего времени. Как и ассимилянты в эпоху Хануки, сегодняшние прогрессисвитские элиты утверждают, что еврей, желающий быть принятым в приличное общество обязан отказаться от важной части своей идентичности, и своих гражданских прав. Ассимилянты прошлого требовали, чтобы евреи отказались от Торы. Сегодняшние прогрессивисты требуют, чтобы они отказались от своей еврейской национальной самоидентификации. Но это - те самые вещи, с которыми нельзя идти на компромисс, с которыми можно только бороться, даже если те, кто требует их, сами являются евреями.

Кэролайн Глик