ПОЧЕМУ СТОЛЬ ВЫСОКА ЦЕНА ВЕЖЛИВОСТИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В миру хорошо известен афоризм, авторство которого приписывается многим известным людям, начиная от Чехова, Сервантеса и т.д. «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость», – говорится в нём как бы пересекающимися и дополняющими друг друга версиями. И не столь важно его авторство, как глубочайший смысл, заложенный в эту короткую ёмкую фразу, ставшую ключём для понимания одной из любопытнейших сторон функционирования вечной системы – «человек – человек», т.е. взаимоотношений, связей, тонкостей и характера контактов между людьми. Что особо важно, так это конечные результаты и последствия этих контактов, их эффективность, сдобренных вежливостью, причём, как со знаком «плюс», так и «минус». Отсюда, смею предположить, что вежливость, как данность, как черта характера (подумаешь, ну сказал пару ласковых слов – велико усилие), не такая уж «дешёвая» сентенция, никого ни к чему не обязывающая, какой может показаться на первый взгляд.

Что же это за такой волшебный ключик в лице «вежливости», который мы априори гипотетически возносим на высочайший нравственный пьедестал, откуда магические волны позитивных импульсов, исходящих от этого всесведущего явления, способны растопить самую непреступную ледяную стену, порой возникающую в механизме упомянутой нами системы «человек – человек». Муж – жена, босс – работник, исполнитель – клиент, родители – дети, лэнд-лорд – квартиросъёмщик и тысячи тысяч других вариантов.

Открыв в очередной, бесчисленный раз уникальную электронную энциклопедию «Векипедию», мы обнаруживаем, что «вежливость – это черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета». Другими словами, вежливость – это стиль поведения человека, свидельствующего о его высокой врождённой и благоприобретённой внутренней культуры и интеллигентности, не терпящих, по большому счёту, возможных срывов под воздействием т.н. непредвиденных объективных обстоятельств, что нередко имеет место в реальной жизни.

Одним словом, вежливость – это не только умение, стремление и желание говорить прочувственные и овеяные добротой слова и приятные комплименты, тем более, если они адресуются близким людям, друзьям, сослуживцам, да вдобавок, к месту и кстати. То же самое следует отнести и к вовремя поданной руке женщине или пожилому человеку, особенно в случаях необходимости. Это внутренняя потребность на уровне автоматизма уступить место, предупредительность и тактичность, тем более там, где они необходимы, становящиеся как бы условным рефлексом.

Нет слов, вежливость, степень её уместности и предупредительности в огромной мере зависимы от образованности человека, но далеко не всегда. Жизнь даёт массу примеров, когда та или иная персона, обладающая учёными регалиями и высокими званиями, не прочь, даже публично, продемонстрировать свои «уникальные» возможности и способности кого-либо унизить, причём незаслуженно, хотя «незаслуженное унижение» само по себе нонсенс, никак, ни при каких условиях несовместимо с понятием вежливости. Подобные люди нередко заражены непомерной кичливостью, манией величия, стремлением поучать, нежеланием прислушиваться к иной точке зрения. Одним словом, тысячи вариантов, общая суть которых в одном: «вы все вместе взятые на моём фоне ничто». О какой вежливости в подобной ситуации может идти речь?

О бесконечности граней вежливости, о её многоплановости и фактической беспредельности, проявляемой в тысячах ипостасий в зависимости от обстоятельств и природы конкретного человека, свидетельствует наличие по меньшей мере 33-х прямых синонимов этого слова в русском языке и лишь пяти антонимов типа нелестного понятия «хамство» и иже с ним. Однако лишь этими поверхностными характеристиками этимологического свойства существа вежливости и всего того, что за ней стоит либо связано прямо или опосредованно, вопрос не исчерпывается.

В реальности существует вежливость и «вежливость», т.е. истинная, искренняя, идущая от сердца, из глубины души, построенная на внутренних чувствах, боли или радости. А есть показная, чисто внешняя, не затрагивающая струны сердца, порождённая лишь сиюминутными интересами, возможными меркантильными выгодами, обёрнутыми в нескончаемое словоблудие.

Порой можно без особого труда наблюдать за выражением лиц тех, кто громогласно источают многословные любезности в адрес той или иной персоны, в интонации которых проглядывают нотки угодничества нужному человеку, в надежде на будущие дивиденды, сдобренные даже «жаркими» поцелуями, чуть ли не взасос, не говоря уже о «дружеских» объятиях. По-особому впечатляющее это зрелище, когда видишь юркого мужчину, буквально вырвавшего из толпы нужного дядечку и влипившего ему «сердечный» поцелуй «вежливости», сопровождая эти действия длинющей тирадой о вечной «любви, преданности», «беспокойстве о драгоценейшем здоровье» и т.д. и т.п.

Между тем, за всей этой навязчивой мишурой, представляемой чаще как дань «вежливости», нет ничего кроме пышных слов, за которыми не отыскать что-либо стоющего, искреннего, спсобного задеть сердце. Или, как поётся в одной популярной песне, «слова, слова, опять слова, одни слова».

Тем самым создаётся иллюзия «вежливости», участия, внимания, ибо при первом же соприкосновении с реальностью они рассыпаются в пух и прах, превращаются в ничто, в песок. Поэтому одним из важнейших условий истинной вежливости служит неприменность и обязательность исполнения данного слова, его превращения в реальность, т.е. конкретные действия, поступки и их результаты. Вежливость и обязательность, пунктуальность – это синонимы, близнецы-братья. Стоит упустить неразрывность этой связи, не придать ей должного внимания, забыть о том, что «слово не воробей: вылетит – не поймаешь», как рушится вся конструкция вежливости, солидности, авторитета, завоёванного усилиями многих лет.

Порой можно услышать точку зрения, что вежливость, якобы облачённая в словесную форму, очень часто имеет привкус наигранности, искусственности, а потому к подобному её выражению следует относиться более настороженно, покритичней, отдавая дань первенства не словам, а делам и поступкам. Говоря об этом, необходимо подчеркнуть: речь не идёт о том, что желательно было бы ограничить место словам, их роли в выражении вежливости, тем более, если они обретают безразмерные параметры, из уст т.н. героев «короткого» рассказа. Слово слишком сильный, влиятельный и незаменимый инструмент в нашей жизни, мощнейшее и неподдельное средство в достижении её целей. Одна из восточных мудростей гласит по данному поводу: «Нежным словом и добротой можно на волоске вести слона» (Саади). Не менее образна на этот счёт и западная мысль. «Где мало слов, там вес они имеют» – убеждён Шекспир У. «Металл узнаётся по звону, а человек – по слову», – утверждает испанский философ средневековья Бальтасар Грасиан – и – Моралес.

В конечном итоге, дело в другом. Чем благополучней, достойней и насыщенней наша жизнь, тем больше должно быть в ней места вежливости, а значит тёплым, проникновенным словам, идущим из самой глубины души. Лишь в этом случае вежливость вбирает в себя качества своего оригинала, первоисточника, и никак не может, скорей всего, не должна скатываться в лоно пустословия, игры, видимости, лишающей её изначального содержания и благой задумки. Хотя, кто знает.

Это, разумеется, не означает, что моменты жизненных трудностей, неурядец, которые неизбежны, дают право «расслабиться», т.е. на забвение законов вежливости, доброты и взаимопонимания, а тем более замены их нелицеприятными посылами, способными отравлять человеку жизнь. Во всех подобного рода явлениях нетрудно подметить очень тонкую, зыбкую грань, фильтрующую различные уровни и содержание вежливости.

Порой слышим как-будто радостные приветствия в сопровождении вежливого «как дела, как домашние, родители, семья, почему не видно, зашёл бы, пообщаемся, будем рады». Но при этом отсутствующий взгляд, чувствуется, что мысли вопрошающего где-то очень далеко, да он и не слышит толком ни своих вопросов, ни ответов, поскольку и человек, которого он случайно встретил, и весь этот никчёмный разговор ему абсолютно безразличны и не интересны. Но вдруг на горизонте появляется некая персона, и наш герой, не пожелав даже толком попрощаться, уже спешит навстречу новому визави. Но тут уже всё по-другому: горящий взгляд с оттенком «само внимание» и безостановочно льющаяся мысль, переходящая в непрекращающееся многословие. «Я весь твой от пяток до кончиков волос, меня волнует каждый штрих твоей жизни, я готов быть с тобой рядом и в солнечные дни, не говоря уже о пасмурных».

И хотя нарисованный нами сюжет предстаёт в несколько утрированной форме, он недалёк от реальной жизни. Вместе с тем, разве редки факты иного характера, когда истинная и искренняя вежливость обоюдны и подпитывают тем самым лучшие взаимные порывы человеческой души, укрепляя и чувства любви, взаимной привязанности и отетственности друг за друга. Именно подобные отношения должны доминировать в нашей жизни.

Отсюда не может не напрашиваться вывод: вежливость, как черта характера человека, способна обнаруживать себя на различных уровнях зрелости, совершенства, возможностей для своих проявлений, а стало быть и влияния на взаимоотношения, социальные качества личности, её авторитет и успехи в жизни. Представьте себе систему координат, идущую влево от 0 по возрастающей со знаком «минус» и вправо от того же 0 тем же образом, только со знаком «плюс». Если в первом случае речь идет о развитии характера личности в негативном направлении и по мере удаления от исходной точки обрастает всё более и более видимыми отрицательными чертами, вступающими в открытое обостряющееся противостояние с вежливостью (хамство, наглость и т.д.), то во втором случае всё происходит прямо наоборот, когда человек, в конце концов, предстаёт в качестве эталона приличия и на словах, и в делах, и в поступках.

В чём секрет данного механизма? Вежливость и «вежливость», т.е. как два противоположных полюса, при всей их относительной многомерности, наделены определёнными ресурсами, величина которых, как и любого прочего духовного явления, сопряжена с набором материальных факторов. Чаще человек недовольный жизнью теряет способность проявлять навыки вежливости и предупредительности, тактичности и приветливости. Хотя жизнь полна иных примеров, когда люди, обделённые сравнительными экономическими благами, обладают достаточно обострёнными чувствами вежливости, что подтверждает уникальную способность сознания опережать уровень развития качества жизни, её материальные формы, благодаря чему имеет возможности подтягивать их со временем к более высоким рубежам.

Таким образом, вежливость – это не только и не столько словесные реверансы, какими бы они не были искуссными, благоприятными, облачёнными в трогательные слова и даже рифму, но и степень их соответствия духовности человека, его внутреннему миру, искренности. Постоянно находясь в состоянии выбора между добром и злом, компромиссом и противостоянием, и тысячими иных подобных, одолевающих нас буквально на каждом шагу, ежесекундно, видимо очень важно усвоить одну принципиально значимую аксиому: вежливость и только вежливость, способность представить себя на противоположной стороне есть наиболее короткий и надёжный путь к согласию и взаимопониманию. Особенно в современном усложняющемся мире, полном стрессовых ситуаций и конфликтов.

«Научись разговаривать спокойно...», – поучает своего сына Рамбан. «Уста – это перо, которым пишет сердце», - наставляет другой еврейский мудрец.

Казалось бы: как всё просто. Увы, не всё и непросто.

В.Кандинов