БУХАРСКО-ЕВРЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНСКОГО АДВОКАТА

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Когда заходит речь об особенностях бухарско-еврейской эмиграции, американцы чаще подчёркивают её некую «закрытость», спаянность и стремление к взаимоподдержке, тяготение к семье, особенно на фоне того факта, что более половины браков в США повторные, а средняя продолжительность первого брака не превышает 8-ми лет.

Недавно мне представилась интересная возможность подискутировать вокруг этой темы с американским адвокатом Марком Плейном, в течение 20-ти лет специализирующимся в области семейного права и, имея один из офисов в Квинсе, неплохо познакомиться с нашей общиной.

В.К.: – Что Вам известно о бухарско-еврейской семье и каково, на Ваш взгляд, её отличие от традиционной американской семьи?

М.П.: – Первое, что мне бросилось в глаза – это обострённая приверженность бухарских евреев к семейным ценностям. Если, к примеру, в американских семьях очень болезнена женская реакция на супружескую неверность, по причине которой, судя по моему профессиональному опыту, происходит наибольшее количество разводов, то в бухарско-еврейских семьях отношение к этому явлению более терпимое.

И не потому, что в этих семьях меньше ценится верность семейному очагу, а потому, что, как мне представляется, старшее поколение, родители убеждены, что супружеские пары связаны между собой, прежде всего, ответственностью перед детьми. Если при этом учесть, что родительское слово в доме часто очень весомо, то результат станет более понятным.

Мне приходилось не раз слышать, как мама внушала своей дочери, разгорячённой вестью о неверности мужа и требующей немедленного развода: «Остынь, всякое случается, с кем из мужчин не бывает подобное, одумается, вернётся в дом и всё встанет на свои места».

В.К.: – Вы с пониманием относитесь к подобной позиции?

М.П.: – Разумная семья – это всегда компромисс. Разрушить её очень легко, а построить – очень сложно. Мне думается, что родительская позиция в этом вопросе небеспочвенна, хотя супружеская неверность – это тяжкое испытание для прочности брачных уз и примириться с этим нелегко.

распространены межнациональные и межконфессиональные браки?

В.К.: – Чем Вы объясняете, «закрытость» наших семей в стране, где очень распространены межнациональные и межконфессиональные браки?

М.П.: – Сказываются, видимо, несколько причин: и стремление сохранить свою этническую, религиозную самоидентификацию, и дань многовековым традициям, которые всегда являлись оплотом прочности семейных устоев среди Вашего народа.

Процесс американизации брачных отношений далеко не всех привлекает, поскольку влечёт за собой определённую утрату таких черт как терпимость, ответственность, что сопряжено с развитием большей женской финансовой независимости, свободой нравов и т.д. С одной стороны, в демократической Америке – это естественный процесс, но, с другой стороны, он подтачивает устои прочности в семейном быту.

Найти здесь золотую серединку – задача не из лёгких, на почве чего возникает немало проблем. Должен также подчеркнуть, что в бухарских семьях очень высок авторитет раббаев, к которым идут за помощью, когда исчерпаны всё внутренние резервы и возможности для примирения. Причём в большинстве случаев обращение к религиозным деятелям и в религиозные суды приносит позитивные результаты.

В.К.: – Имеются ли различия в причинах, ведущих к распаду семей в традиционном американском обществе и в среде бухарских евреев?

М.П.: – Причины разводов в Америке можно градировать в порядке их убывания следующими образом: 1.измена; 2.финансы; 3.потеря связей с семьёй; 4.пьянство и наркотики; 5.религиозная и культурная несовместимость. Эти критерии вряд ли можно распространить на Вашу общину, где семейные проблемы чаще возникают на почве обострения противоречий между прежними устоями, принесёнными из страны исхода и новой непривычной американской действительностью.

Тем, кому эти противоречия удаётся сгладить и найти разумный компромисс, гарантирован успех в брачном союзе.

В.К.: – Позвольте выразить Вам, г-н М. Плейн, сердечную признательность за содержательную беседу и глубокое понимание поднятой проблемы.

В.Кандинов.
Из книги «Цена еврейского счастья. Нью-Йорк, 2018.